Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. «Развитие познавательной активности младших дошкольников» материал по окружающему миру (младшая группа) Методы развития познавательной активности младших дошкольников
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.
Актуальность познавательного развития дошкольников
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
На занятиях в детском саду дошкольники приобретают знания и учатся применять их на практике
Цели и задачи познавательного развития в разных возрастных группах
Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:
- создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
- поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
- развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
- учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
- развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
- развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
- формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.
Ребёнок 3–4 лет познаёт мир посредством приклекательных, эмоционально окрашенных предметов
В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:
- обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
- формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
- формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
- поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
- способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.
В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:
- расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
- пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
- освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
- вовлечение ребят в проектную деятельность - как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
- расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.
В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:
- приумножать знания детей об окружающей среде;
- обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
- научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
- устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
- создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.
Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ
Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин - скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.
На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.
Дошкольники с увлечением знакомятся со свойствами различных материалов
В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведёрко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идёт в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.
Для познавательного развития детей 5–6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счёта, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платёжных средств из подручных материалов - листиков, пуговиц и т. п.). Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать своё поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.
По своему опыту считаю подходящими следующие игры:
- «Продолжи орнамент», в которой ребёнок учится выстраивать аналогии, видеть закономерности, развивает мелкую моторику и абстрактное мышление.
- «Четвёртый лишний», в которой нужно учиться находить закономерности, мыслить логически.
- Подбор парных картинок, где ребятам старшего дошкольного возраста нужно находить картинки с одинаковым количеством предметов, независимо от их формы и цвета. Для малышей 4–5 лет эту игру можно упростить до подбора картинок с одинаковыми изображениями.
- Складывание пазлов, картинок из мозаики помогает дошкольникам развивать образное мышление, проявлять творческую активность, учиться видеть закономерности.
Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринуждённую атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5–7 лет важна возможность проявления самостоятельности.
Индивидуализация познавательного развития
Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Это связано с тем, что рабочие программы рассчитаны на среднего дошкольника, однако часто в группах есть как отстающие, так и одарённые дети. Первым тяжело осваивать программу наравне с группой, а вторые могут потерять мотивацию в обучении из-за слишком простых и скучных заданий. Развитие познавательных способностей дошкольника является главной задачей создания индивидуального образовательного маршрута. Для успешного планирования такого маршрута требуется регулярный мониторинг, чтобы отследить, насколько успешно дети справляются с образовательной программой. При построении и реализации образовательного маршрута должны учитываться следующие компоненты:
- постановка цели в соответствии со стандартом;
- система обучения, в которой каждому учебному предмету отводится своё место и роль;
- определённая методика преподавания, конкретные приёмы и педагогические технологии;
- инструменты для комплексных диагностик;
- создание условий для достижения поставленных целей;
- планирование результатов, которых ребёнок должен достичь к моменту перехода на школьное обучение.
В младших группах индивидуальные занятия часто направлены на развитие чувства формы и цвета, а также мелкой моторики
Также необходимо принимать во внимание, является ли ребёнок отстающим или одарённым, учитывать его особенности и потребности, а также возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения этих потребностей.
Таблица: пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка 4 лет, вторая младшая группа (фрагмент)
Промежуток времени | Режимные моменты, цели и задачи образовательной деятельности | Совместная с педагогом деятельность | Взаимодействие с родителями |
Ноябрь, 1-я неделя | Совершенствовать восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Дидактическая игра «Что лежит в мешочке». Цель: развивать внимание и наблюдательность, угадывая предметы по силуэту мешочка. Эту игру можно использовать как на занятиях, так и в свободное время детей. | Дидактическая игра «Мыши и сыр». Педагог приносит игрушки: сыр с дырочками, мышки и кошка, объясняет правила игры, показывает, как прятать мышек в сыр. Как только воспитатель вынимает из-за спины кошку, малыш должен спрятать мышек сам, а когда кошка уходит, помочь мышкам выбраться из сыра. Игрушки могут быть сделаны из разных материалов (сшиты из ткани и наполнены разными по размеру и жёсткости шариками), что развивает у ребёнка моторику, тактильные ощущения, восприятие цвета. | Консультация о роли дидактических игр в развитии познавательной сферы ребёнка, а также о возможностях применения таких игр дома. |
2-я неделя | Поощрение попыток самостоятельно исследовать предметы знакомыми способами, а также сравнивать и группировать их. Дидактическая игра «Составь такую же фигуру». Ребёнку даётся нарезка геометрических фигур из цветной бумаги и даётся задание: составь из них домик, автомобиль, котика и др. Игра развивает воображение, образное мышление, восприятие цвета и формы. | Дидактическая игра «Найди и назови». В познавательном уголке детского сада воспитатель может разложить разные предметы, в зависимости от темы (например, пластиковые овощи). Затем педагог называет ребёнку, какой овощ и какого цвета он должен принести, малыш ищет и показывает свою находку. Важно устно проговорить, что это действительно тот овощ и он нужного цвета (например, красные яблоки будут отличаться от зелёных и не будут засчитываться, если ребёнок принёс их по ошибке). | |
3-я неделя | Расширение сенсорного опыта с широким кругом предметов и новыми способами их исследовать. Закрепление ранее полученных навыков исследования. Дидактическая игра «Развивающие шары», цель которой в развитии наблюдательности, сравнения (размер, количество, цвет), запоминания и счёта. Воспитатель вырезает из цветной бумаги воздушные шарики разного цвета, размера и формы (круглые и овальные). Возможные задания: подбери шарики по цвету ниток, к которым их можно привязать, подбери для игрушки синие и зелёные овальные шарики маленького размера, а красные - круглые и большие. | Дидактическая игра «Разноцветные обручи». На полу разложены разноцветные обручи, ребёнок бегает вокруг них, ему дано задание встать в красный обруч, как только музыка прекратится. Таким образом малыш развивает координацию, чувство ритма, внимательность. Затем ему даётся задание нарисовать такие же обручи для своих игрушек, при этом воспитатель показывает, как правильно держать карандаш, проговаривает с ребёнком названия цвета, формы обруча, объясняя соотношение «большой-маленький» (настоящий обруч относительно нарисованного). | Консультация по играм на развитие внимания дома. |
4-я неделя | Развитие умения ориентироваться на эталоны, обозначающие свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); ребёнок учится подбирать из множества предметы по 1–2 качествам. Дидактическая игра «Картинки-половинки». Воспитатель раскладывает на столе половинки карточек с изображениями предметов, симметричных и асимметричных (воздушный шар, ёлочка, чайник, дом, зонт и др.), а ребёнку нужно соединить половинки в единое целое, называя предметы. Игра способствует развитию памяти и внимания, мышления и воображения. | Дидактическая игра «Свойства». Педагог раскладывает на столе предметы с разными свойствами: мягкая игрушка, пластиковый кубик, стеклянный стакан, жёлтый лист клёна и др. Он называет свойства предмета: маленький, жёсткий, квадратный, и ребёнок должен выбрать предмет, который подходит под описание. Можно также задействовать в игре двоих детей, чтобы они называли свойства предметов друг другу, а воспитатель лишь регулировал процесс и помогал исправлять ошибки. |
Данный фрагмент индивидуального образовательного маршрута актуален для ребёнка, имеющего высокие результаты по итогам диагностик познавательного развития. Для отстающего от группы малыша предложенные задания могут быть сложными в освоении. Элементы маршрута можно использовать как на совместных групповых занятиях, так и индивидуально с ребёнком на прогулках и в рамках свободного времени.
Фотогалерея: примеры дидактических игр на познавательное развитие
Ребёнок развивает воображение, работая с цветными геометрическими фигурами Дети учатся анализировать контуры мешочка и предполагают, какие предметы в нём могут лежать Игрушки можно сделать из разных материалов для лучшего развития сенсорных способностей дошкольника Ребёнок учится сравнивать предметы по цвету, форме и размеру на примере разноцветных шариков Ребёнок учится сопоставлять контуры предмета и его наполнение
Приёмы познавательного развития в детском саду
Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т. к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нём их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чём идёт речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки - раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определённой темы.
Фотогалерея: примеры наглядных средств для познавательного развития дошкольников
Дошкольники могут вести дневники собственных наблюдений, а по прошествии времени и накоплении материала использовать их как наглядное средство После изучения темы «Познаём себя» дети создали лэпбук с основной информацией о функциях глаз и зрения По итогам математической недели в группе дети коллективно оформляют лэпбук с результатами своих исследований Для обучения дошкольников характерным особенностям времён года можно использовать тематические стенды Макеты помогают ребёнку комплексно представить информацию об определённых природных зонах
Другим важным приёмом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребёнком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме), во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья), в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).
Для детей в средней группе зимой можно создать уголок, в котором будут размещены предметы, относящиеся к холодному времени года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребёнок мог самостоятельно их рассматривать, играть с ними и составлять своё представление о зиме. Хорошо, если там также будут поделки, сделанные самими детьми. В течение года этот материал необходимо обновлять и актуализировать, чтобы ребята постоянно получали новую пищу для размышлений и самостоятельного исследования. Подобные стенды хороши для оформления разных тематических уголков.
Такой тематический стенд привлекает внимание дошкольников и приглашает с ним поиграть
Ещё одним незаменимым приёмом в развитии познавательной сферы является экспериментирование, которое даёт детям возможность не только наблюдать за теми процессами, происходящими в природе, но и пытаться их смоделировать или изучить опытным путём. В наибольшей степени этот приём актуален для старших дошкольников, т. к. требует от детей определённого уровня концентрации внимания, усидчивости и самостоятельности. Всякий опыт - это система целенаправленных действий, активный процесс деятельности и наблюдения, благодаря которой ребёнок получает ответы на поставленные вопросы. Например, для старшей группы в ДОУ может быть оборудован уголок экспериментирования, в котором могут быть приборы (весы, лупа, магнит и др.), природный материал (глина, камешки, песок, вода), красители, разные виды бумаги и картона, сосуды из различных материалов и т. д.
Таблица: картотека опытов для старшей группы
Автор | Крутикова Т. В., старший воспитатель ГБДОУ Д/с №19 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург. | |||
Опыт | Цель | Материалы | Процесс | Итоги |
Росток | Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. |
| Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в тёплое место. | Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток. Обсудите с детьми, что требуется растению, чтобы жить. |
Песок | Рассмотреть форму песчинок. |
| Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной. Расскажите детям, что в пустыне песчинка имеет форму ромба. Пусть каждый ребёнок возьмёт в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. | Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. |
Рассеянный песок | Установить свойство рассеянного песка. |
| Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном. | Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям. |
Источник: Картотека опытов в старшей группе ДОУ |
Практические приёмы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах. Экспериментирование - лишь один из практических приёмов обучения. Другой приём, который можно отнести к этой категории, - это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребёнка.
Из словесных приёмов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний. Ниже приведены примеры упражнений по разным темам, которые показали себя эффективными и интересными для детей на занятиях.
Таблица: картотека тем по познавательному развитию дошкольников
Тема | Приёмы обучения и задания | Группа |
Овощи и фрукты | Воспитатель достаёт из корзинки овощи и фрукты и начинает беседу с детьми о том, что из этого подходит для салата, а что для компота. Для повышения мотивации воспитатель просит помочь, разобраться в ситуации, от лица куклы Машеньки. Дети смотрят на овощи и фрукты, стараются их правильно называть и описать их свойства (цвет, вкус, форма, растёт на земле или на дереве) и делать предположения, для чего же они больше подходят: для компота или салата. Также ребята стараются группировать предметы по внешним признакам и самостоятельно классифицировать их как овощи или фрукты. При этом дети опираются также на свой жизненный опыт. | Вторая младшая |
На мебельной фабрике | В ДОУ воспитатель оформляет уголок в стиле русской избы. В начале занятия показывает детям иллюстрации того, как выглядело жилище первобытных людей, а затем предлагает сравнить их с русской избой, задавая наводящие вопросы: как изменился материал (вместо пещер и булыжников дерево, вместо шкур животных ткань, вместо костра печь и т. п.). После обсуждения назначения разных видов мебели воспитатель раздаёт детям конструктор и предлагает поиграть в мебельную фабрику. Воспитанники делятся на группы, в которых должны смастерить предметы для хранения вещей, для отдыха людей, для обеда. В конце занятия представляют друг другу свои результаты, объясняют, как можно использовать сконструированную мебель. | Подготовительная |
Познай себя | Цель занятия - пробудить и поддержать у детей интерес к познанию самих себя. Воспитатель начинает занятие с демонстрации машинки, ведёт с детьми беседу о том, почему машины ездят (ребята должны прийти к выводу, что машине нужен бензин и мотор). Затем воспитатель приводит аналогию с человеческим телом: у человека вместо мотора сердце, а вместо бензина кровь. Это упражнение способствует развитию аналитического мышления, способности устанавливать причинно-следственную связь и проводить аналогии. | Вторая младшая |
Строим дом | Цель занятия - обобщение и систематизация знаний детей о разных видах человеческого жилища, познакомить с особенностями конструкции домов. Педагог ведёт с детьми беседу:
Далее детям предлагается разделиться на команды и стать архитекторами: с помощью бумажного конструктора (или Лего) одной команде нужно придумать проект многоквартирного дома, а другой - частного дома (или проект отдельной квартиры), предусмотрев там все необходимые помещения. В конце занятия команды представляют друг другу свои проекты. | Подготовительная |
Давайте познакомимся | Занятие актуально для воспитателя в новой группе или группе, где дети ещё не знакомы друг с другом. Педагог предлагает игру с мячом: дети садятся на пол в круг, воспитатель катит мяч к ребёнку, а тот должен назвать своё имя и толкнуть мяч к другому ребёнку, и так пока все не представятся. Далее воспитатель говорит, что в группе есть дети с одинаковыми именами, но ведь они отличаются друг от друга. Упражнение «Я люблю»: воспитатель называет блюдо, цвет, растение, животное и т. п. Если ребёнок это любит, он хлопает в ладоши. В конце упражнения тест на наблюдательность: педагог спрашивает выборочно у детей, кто из групы любит мороженое/синий цвет/собак/ромашки и другое из названного. Дети должны называть имена тех своих товарищей, которые во время упражнения хлопали в ладоши. Игра также помогает ребятам почувствовать свою общность, сблизиться друг с другом. | Средняя и старшая |
Грибы | На занятии дети должны научиться классифицировать грибы как съедобные и несъедобные, узнать их названия, описывать грибы. Дети могут рассматривать карточки с изображениями грибов, чтобы определить, какие из них им знакомы, какие они ели или собирали с родителями. Могут собирать пазлы или подбирать ножки грибов к шляпкам. | Средняя |
Бумага в нашей жизни | Цель занятия - познакомить с основными свойствами бумаги опытным путём. Первый опыт - сравнить разные виды бумаги по характеристикам (плотность, цвет, гладкость/шершавость). Дети делают выводы, что бумага бывает разная. Воспитатель предлагает провести опыт взаимодействия бумаги с водой: на столе у детей лежат 2 кубика, бумажный и пластмассовый, но оба они загрязнились, их нужно помыть. Дети должны проделать опыт и описать словами, что же произошло с бумажным кубиком (размок). Далее ребята знакомятся с видами бумаги и её разным назначением (дизайнерская, рисовая, для оригами, газетная и книжная, упаковочная и др.), описывают различия. | Подготовительная |
Аквариумные рыбки | Для занятия потребуется аквариум в живом уголке садика. Дети должны задать рыбкам вопросы и сделать вывод, что рыбы не издают звуков. Затем воспитатель зачитывает ребятам письмо от имени рыбки, написанное в загадках. Отгадывая загадки, дети знакомятся с особенностями рыбьего тела: жабры, чешуя, плавники. Если по какой-то причине в живом уголке нет аквариума, можно использовать ёмкость с плавающими пластиковыми рыбами. | Средняя |
Занятие по познавательному развитию в детском саду
Познавательное развитие реализуется во всех видах непрерывной образовательной деятельности (НОД), т. е. занятий в детском саду. Установленная продолжительность одного занятия в ДОУ не должна превышать 30 минут.
Общая схема занятия примерно одинакова для всех видов НОД и состоит из 4 основных блоков:
- Введение (до 3 минут). Педагог приветствует детей, настраивает на рабочий лад, мотивирует на начало занятия, актуализирует знания по теме.
- Основной блок (до 15 минут). Изложение нового материала, физкультминутки (пальчиковая разминка, дыхательная гимнастика), связь нового материала с изученным ранее и личным опытом детей.
- Закрепление (до 10 минут). Ребята с помощью разнообразных форм работы отрабатывают изученное на занятии.
- Заключение (до 2 минут). Важно подвести итоги занятия, похвалить детей за хорошую работу, получить от них обратную связь о том, что им понравилось на занятии, что было интересно.
Материал, изученный на занятии, дошкольники отрабатывают в практической деятельности
Составление конспекта НОД с элементами познавательной деятельности
При планировании любого занятия важно отталкиваться от его целей и ожидаемых результатов: чему должны научиться дети, что должны вынести для себя с занятия, над чем задуматься. Стоит учесть следующие моменты:
- Тема занятия должна перекликаться с жизненным опытом, переживаниями детей. Процесс познания окружающего мира детьми не ограничивается стенами ДОУ, и крайне важно, чтобы на занятии ребята могли обменяться внешним опытом.
- Виды активности и формы работы должны постоянно чередоваться: рассказ воспитателя, беседа, конструирование, опыты, - всё это помогает детям рассмотреть изучаемую тему с разных сторон и при этом не слишком утомляться.
- Планирование урока должно строиться на имеющемся материально-техническом оснащении ДОУ, однако многие дидактические игры, поделки и игрушки воспитатель с детьми может придумать и сконструировать сам и использовать их на дальнейших занятиях в качестве наглядного материала.
Таблица: пример конспекта занятия «Семья» в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Лазарева Т. С., воспитатель ГБОУ СОШ №1 Д/с «Теремок», с. Приволжье, Самарская обл. |
Задачи |
|
Методы и приёмы |
|
Материалы и оборудование | Картинки животных и их детёнышей. |
Планируемые результаты |
|
Ход занятия |
|
Содержание
Введение................................................................................................3
Глава I
Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.3.Особенности дидактической игры в познавательном развитии детей.
Выводы по первой главе.
Глава II
Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Внедрение педагогических условий развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности одна из наиболее трудных в педагогике так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: "Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие
развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при систематическом использовании дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Внедрить педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались с использования комплекса методов:
-беседа;
-наблюдение;
-теоретический анализ литературы.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад № 378
Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности разработана широко. Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др. Познавательная деятельность - это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения ("присвоения") опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Причем главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы;
развивает способности;
закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В группах раннего возраста дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. В этих видах игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как "Назови одним словом”, " Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх "Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре "Кто построил этот дом? ” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста; в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников; игра способствует вовлечению каждого в активную работу; игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было; в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу”;игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
.............
Список литературы.
1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М: Просвещение, 2010. – 232 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
3.Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
5.Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: ЭКСМО, 2011. – 212 с.
6.Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: Наука, 2009. – 188с.
7.Блонский, П.П. Дошкольный возраст. – М.: Наука, 2006. – 176 с.
8.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. – М: Академия, 2008. – 218 с.
9.Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие. – М.: Ювета, 2007. – 212 с.
10.Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
11.Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 344 с.
12.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – СПб: Детство-ПРЕСС, 2009. – 192 с.
13.Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79.
14.Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных
Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности . Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
3-10 слайды
В процессе развития познавательной активности детей , одним из условий является организация развивающей среды , которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности . В игре дети познают форму , цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. д. Пользуются разнообразными материалами , общаются друг с другом и взрослыми.
Но во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми .
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являютсяразвивающие игры В . В. Воскобовича.
Развивающие игры В . В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.
Например : «Фиолетовый театр» , ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет своюактивность и интерес в познании окружающего мира , мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В . В. Воскобовича как : «Пуговицы» , «Палочки» , «Чудо цветик» . Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников , многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.
Развивать пространственное воображение детей , а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность , самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.
Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей .
В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идётпознавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас,развивается память , речь.
11-15 слайды Познавательно – исследовательская
По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой : переливают воду, пересыпают песок и т. д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса , развивает наблюдательность , мышление.
«Почему дети в опытах активны ?»
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен напознание мира , он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности . Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Это огромная возможность для детей думать , пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования , где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
«Вода, бумага, камень» . Дети проводят исследование, делают вывод : что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.
«Песок или крупа» . Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы : определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство (песок мельче чем манная крупа, если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
«Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) . Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод : Воздух прозрачный, невидимый.
2. Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают) . Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки
Вывод : Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод : что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить наладошку , от тепла рук снег превращается в водичку.
16,17 слайды Музыкальная деятельность
С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки, фольклором.
Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились» ) дети познают , и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.
18-20 слайды Изобразительная деятельность
Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом , развивает чувство композиции , колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук , творческие способности.
Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры . А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.
Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир : пальчиками или ладошкой . Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себяразноцветный мир цветов , бабочек, различных предметов.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.
Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
Рисование на песке (манной крупе) - удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией,развивается мелкая моторика , интерес, внимание и усидчивость.
Наталья Пришвина
Формирование познавательной активности младших дошкольников (из опыта работы)
Формирование познавательной активности у младших дошкольников
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Необходимость перемен в системе образования вызвана переменами, происходящими в обществе, которое нуждается в конкурентоспособных специалистах, обладающих, целеустремлённостью, мобильностью, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Вследствие этого образование ориентируется на формирование самостоятельной , активной , творческой личности, способной к самообразованию, саморазвитию и решению жизненно важных проблем.
Традиционный характер взаимодействия педагогов и обучающихся в образовательном процессе приводит к формированию исполнителей , а не творческих инициативных личностей, отсюда явно выраженно снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста . Поэтому, в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития, находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых может полнее всего проявиться, развиться уникальность конкретной личности.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОУ. Такая среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития.
Для того чтобы образовательное пространство выступало как развивающая среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно отвечать следующим требованиям :
Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала;
Обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей , а также возможности для уединения;
Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой , полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организация развивающей среды в нашей группе строилась таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов. Предметно – развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование.
При оформлении группы мы учитывали мнение воспитанников, включение детей в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.
Мы продумали зонирование группы с учетом того, чтобы материал, стимулирующий развитие познавательных способностей располагался в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства сформированы следующие центры :
- «Умелые ручки» или центр творчества детей;
- «Веселые нотки» ;
Вышеназванные центры позволяют детям презентовать свои представления об окружающем мире в продуктивных видах деятельности.
- «Хочу все знать» - название уже предполагает открытие новых знаний в экспериментальной и поисковой деятельности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки модели, предметы для опытно-экспериментальной работы , большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Так например, содержанием работы по формированию познавательной самостоятельности у детей, были разнообразные элементарные занимательные математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения : головоломки, логические кубики, логические задачи, лабиринты, игры и игровые обучающие системы В. В. Воскобовича и другие. Задачи и игры постепенно усложнялись, в ходе руководства ими использовались эффективные приемы повышения активности и самостоятельности детей.
- «Здоровье и спорт» . Особое внимание уделяем подвижным детям. Для удовлетворения двигательной активности в группе имеется балансир и батут.
В «Экологической гостиной» дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями. Свои наблюдения и впечатления мы отображаем на сезонных лентах и в календаре природы.
Дети очень любят заниматься театрализованными играми, играми-драматизациями. С этой целью у нас организован центр «Мы артисты» .
Одним из наиболее главных принципов построения предметно-развивающей среды считаем принцип учёта половых и возрастных особенностей детей, реализующий возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В связи с этим в группе созданы центры сюжетно-ролевых игр, как для девочек, так и для мальчиков, оснащённых необходимым оборудованием.
Мы постарались создать в группе такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы мы обогащали эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширяли и углубляли опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повышали уровень познавательного интереса к предметному миру.
В содержание непосредственно образовательной деятельности в большей мере, чем это делалось ранее, включались занимательные задачи, задания с раздаточным материалом, игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности мышления. Было найдено оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способам практических действий (показ; пояснение) и «косвенных» (использование проблемно- практических ситуаций , игр-экспериментов и игровых приемов). Например, при проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом : мы не преподносим детям знания и истины в готовом виде, а учим их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.
В процессе решения, проблемной ситуации взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Считаем необходимым оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание уделять неправильным ответам, анализируя их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощряю познавательную активность ребёнка , поддерживаю его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания .
Игры-эксперименты использовали практически во всех науках . Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью углубить представления детей о живой и неживой природе, учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов .
Прежде чем приступить к любому эксперименту, мы вместе с детьми составляли план предстоящей работы :
1. Выбирали объект исследования.
2. Подбирали оборудование.
3. Определяли, для чего проводится опыт (прогнозируем результат) .
4. Определяли последовательность действий.
5. Повторяли правила. безопасности.
6. Анализировали результаты (совпадает ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чём испытывали затруднения).
Таким образом, можем отметить, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства , качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать , размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь, иными словами, формировать познавательную самостоятельность .
Как в самостоятельной, так и в непосредственно образовательной деятельности основное внимание обращалось на постепенное усложнение умений (способов практических действий , которыми овладевали дети. Это обеспечивало переход от исполнительских действий к самостоятельным (инициативным и творческим) . Сначала дети осваивали простейшие игры математического содержания. Мы уделяли внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности : выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную нами или самим ребенком. Результат этой работы – повышение активности детей в играх , проявление желания играть небольшими подгруппами, «обучать» товарищей действиям.
Организация познавательной активности включает математическое развитие младших дошкольников , в ходе которого формируются компоненты познавательной самостоятельности . К ним можно отнести приобретение новых знаний, умение рационально, самостоятельно использовать эти знания (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, умозаключения); смекалку, находчивость, настойчивость, наблюдательность; речевую активность ; сенсорные способности.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаем важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения. Дети часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?
Мы советовали родителям давать детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п., внимательно наблюдать за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогать детям открывать мир не навязывая ему свои интересы, давать детям возможность добиваться успеха (используя настольные игры и разнообразные занятия, поощрять ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасить его инициативу, приучать детей самим принимать решения, стараться не допускать пассивности детей, поощрять активную деятельность и творчество.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»
г. Мичуринска Тамбовской области
Сообщение на тему:
«Развитие познавательной активности младших дошкольников»
(Материал городского педагогического объединения)
Подготовила:
воспитатель Сидорова Светлана Валерьевна
Мичуринск - наукоград
2018г.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, ООД, игра, прогулка, сон, КГН.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать;
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов:
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира);
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.
Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим детей со строением собственного тела, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.
Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворения, загадки, потешки. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов мы задействовали каждого ребенка.
Таким образом, для активизации у детей познавательной активности мы выделяем несколько этапов:
Постановка проблемы (задачи).
Поиск путей решения проблемы.
Проведение опытов.
Фиксация наблюдений.
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.