Почему ребенок рисует монстров?

На сегодняшний день специалисты по детской психологии утверждают, что детские рисунки содержат важную информацию о чувствах и внутренних переживаниях. На основании этого утверждения многие родители очень внимательно и осторожно вглядываются в рисунки своего малыша с целью понять его внутренний мир и помочь ему, если существуют какие-то проблемы. Например, почему ребенок рисует монстров? И здесь важно помнить о том, что неумелые психологические знания родителей могут причинить вред.
Конечно, рисунки детей очень информативны.
На рисунках малышей младше 6 лет очень часто изображены их сиюминутные чувства, которые могут меняться в процессе рисования. И что именно отражает рисунок, расскажет только ребенок, если захочет это сделать.

Дети постарше не раскрывают в рисунке все свои переживания, которые могут огорчить или расстроить родителей.

Ну, а если вы все-таки стремитесь понять, что рисует ваш малыш, будьте осторожны. Обсуждая с ребенком его рисунки и желая их понять, обязательно соблюдайте следующие правила:

- не путайте персонажей рисунка с реальными людьми;
- возможно, на рисунке изображена ситуация, очень напоминающая реальную, но все-таки это вымышленная ситуация;
- о чувствах, действиях и мыслях нарисованных персонажей никогда не говорите, как о реальных людях.

Ряд конкретных признаков при анализе детских рисунков часто играет только вспомогательную роль, поэтому их интерпретация должна быть очень осторожна и, несомненно, с учетом контекста. Например, черный цвет - не всегда признак выражения негативных эмоций, он просто ярче любого другого.

О посещении психолога следует думать, если:

- поведение ребенка ухудшилось (плохо засыпает, снятся кошмары; стал плаксив или агрессивен, чересчур обидчив и необщителен);
- его рисунки стали вызывать у вас некоторые неприятные эмоции.

В детских рисунках и рассказах о них много информации о личном, и, если вас что-то беспокоит, за анализом лучше обратиться к детскому психологу.

Обращайте внимание на следующие моменты:

- цвета - старший дошкольник использует в норме 5-6 цветов открытых тонов, поэтому если в рисунках преобладают темные тона, то нужно задуматься об эмоциональном неблагополучии ребенка;
- нажим – сильный характеризует ребенка как энергичного и решительного, но чрезмерный (продавливание бумаги) выявляет нервозность и беспокойство ребенка. Напротив, очень тонкая линия и прерывистость линий являются свидетельством астеничности и чувствительности. А усиленная штриховка и зачеркивания в рисунке – это признак неуверенности в себе и тревожности;
- агрессия - проявляется и в тематике рисунка (битвы, оружие, зубы, когти) и в характере нанесения линий (острые углы, карандаш часто ломается из-за сильного нажима) и может свидетельствовать о желании защититься;
- детали – их большое количество (узоры, бантики) свидетельствует о демонстративном поведении детей, желающих находиться в центре внимания;
- персонажи - в первую очередь ребенок рисует наиболее значимых, они обычно более крупные и хорошо прорисованные. Чаще всего ребенок рисует себя рядом с близким человеком;
- расположение - мелкие изображения, прижатые к нижнему краю листа, свидетельствуют о низкой самооценке ребенка и его неуверенности в себе. Возможно, взрослые чересчур часто ругают или критикуют ребенка.

Помните, только профессионалы полноценно используют рисуночные методы. Но вы можете сами внимательно изучить рисунки вашего малыша и постараться понять его интересы и проблемы.

Нарисованные монстры не всегда говорят о повышенной агрессивности.

Чаще их рисуют мальчики под влиянием просмотров телевизора для изживания возрастных страхов, потому что рисунок можно порвать и, таким образом, победить чудовище.

Также, рисуя монстров, ребенок приобщается к их могуществу и силе, ведь страшных все боятся. Под руководством опытного специалиста, рисование пугающих и тревожащих ситуаций поможет разобраться со страхами и чувствами ребенка.

Необходимо обратить внимание на ребенка, если:

- ребенок постоянно рисует монстров, и они на рисунке наносят вред или увечья;
- в рисунках ребенка постоянно присутствует тема катастроф, увечий, свидетельствующая о тревожности ребенка.

У мальчиков рисунки динамичные, а у девочек - спокойные. Через рисунки проявляется половая идентификация и привязка к женским или мужским образам. Если в рисунке мальчика принцессы и замки - это сигнал о том, что мальчик с трудом принимает мужскую модель поведения. А для девочки отсутствие женских образов и их атрибутов - также тревожный сигнал. Дети за внешним обликом видят суть, и для них важно передать отношение к человеку, а не “ похожесть” на объект.

Необходимо обратить внимание на ребенка, если:

- ребенок вообще не рисует своих родителей;
- родители в рисунках ребенка занимают все место на листе, и там нет ребенка;
- ребенок постоянно забывает или отказывается рисовать близких и родных;
- на рисунках постоянно нет людей или животных (у ребенка сложно выстраиваются отношения с людьми и животными);
- ребенок рисует с таким сильным нажимом, что рвется бумага.

В таких случаях стоит побеседовать с детским психологом. Если вам самим сложно разобраться, не нужно заниматься самодиагностикой - обратитесь к специалисту.
Детские рисунки - это средство его общения с миром, выражение его фантазий, способ познания мира и отражение его души.

Почему ребенок рисует монстров?