Положение в семье ребенка-сэндвича

Средний ребенок с рождением еще одного малыша теряет свое «льготное», привилегированное положение младшенького, которому многое прощается. Вместе с тем, ему достаточно сложно конкурировать со старшим братом или сестрой, т.к. его способности и познания менее обширны. Из-за этого ему трудно выработать оптимальную стратегию поведения и взаимодействия с окружающими. Кроме того, на специфику взаимоотношений между детками значительное влияние оказывает их разница в возрасте.
Среднему ребенку достаточно сложно занять свою нишу в структуре семейных отношений. Ему уделяется гораздо меньше времени, его, словно, не замечают. В результате малыш начинает прибегать к самым разным уловкам, в борьбе за родительское внимание: ябедничество, использование физической силы и т.д. Если ситуация не меняется, то это перерастает в устойчивую черту характера.
Средний ребенок может сочетать в себе качества, черты, как младшего, так и среднего малыша. Он занимает особое, промежуточное место между младшим и старшим ребенком. Это может породить проблемы самоидентификации, ощущение ненужности родителям.
Мать распределяет основное свое внимание между новорожденным и старшим ребенком, доставляющим ей больше хлопот своим своенравием, упрямством и отстаиванием самостоятельности, нежели средний малыш.
Невнимательность, черствость родителей к среднему ребенку может вылиться в неосознанное враждебное отношение к ним. Это может проявляться, как в скрытой, так и в явной форме.
Нехватка родительской любви и нежности может выражаться в следующих особенностях поведения:
1. Средний ребенок зачастую старается демонстративно нарушать установленные правила, плохо учится, так он стремится привлечь внимание родителей к собственной персоне. Ребенок считает: «Отрицательная реакция родителей – это тоже реакция!» Он заметил, что хорошие поступки не всегда оцениваются, зато плохие дела никогда не проходят без внимания взрослых. Его ругают, осуждают, но безразличными не остаются. Таким образом, и закрепляется подобная форма поведения.
2. Ему непросто контролировать свои действия, что нередко ведет к несамостоятельности малыша.
3. Иногда средний ребенок стремится скрыть свои переживания, трудности, пытаясь быть «хорошим». Он успешен в обучении, выполняет все указания родителей, не конфликтует со сверстниками, демонстрируя лишь внешнее благополучие. Это не совсем правильно, ведь подавленные эмоции могут неблагоприятно сказаться на состоянии его здоровья, вылившись в психосоматические заболевания.
4. Средний ребенок ведет себя словно «ежик», стремится эмоционально отгородиться от окружающих, старается не выказывать своей потребности в родительской любви и принятии со стороны близких, друзей. Неудовлетворение подобной нужды в любви чревато: отставанием в эмоциональном плане; формированием заниженной самооценки и неуверенности в себе; появлением страхов и возникновением агрессивного отношения к другим детям.
В чем состоят преимущества среднего ребенка?
Положение среднего ребенка обязывает его к тому, чтобы он умел выстраивать доброжелательные отношения со своим младшим и старшим братом. Таким образом, он словно, занимает между ними промежуточное место. Это учит его выстраивать взаимодействие «сверху вниз», «на равных» и «снизу вверх».
Этой позиции придерживаются и многие ученые, считающие, что средний ребенок способен добиться большего успеха в жизни, чем его брат или сестра. Ему проще выстроить гармоничные, продуктивные отношения с окружающими, ведь он не так честолюбив и напорист, как старший, и не так эгоистичен, как младший. Он более терпелив и методичен в достижении своей цели.
Средний ребенок не приветствует авторитарного лидерства, но и сам умеет руководить. Он старается поступать правильно, честно, и, особенно, остро реагирует на несправедливость, предвзятость в отношении него. Однако если вся самая важная ответственная деятельность достается первенцу, то у него могут появиться проблемы, связанные с принятием решений. Родителям стоит доверять среднему ребенку выполнение серьезных поручений.
Средний ребенок находится в постоянной борьбе за внимание родителей, всячески стремится выделиться. Он старается активно развиваться, осваивать новое. Ему хочется догнать в развитии старшего, но и не допустить того, чтобы младший его обогнал.
Итак, каковы главные особенности среды (социальной ситуации развития), в которой он находится?
У него сокращается период эмоционального младенчества, особенно, если третий ребенок появляется совсем скоро. В этом случае, большая часть внимания уделяется новому члену семьи. Это может породить у среднего малыша неуверенность в себе и в том, что его действительно ценят и любят.
Заниженную самооценку может закрепить сравнение самого себя с первенцем, который больше знает, умеет и лучше справляется с выполнением практически любых дел. Однако в таком случае средний ребенок стремится освоить те виды деятельности, в которых старший менее успешен.
Средний ребенок проводит больше времени с бабушкой, нежели с родителями, которые слишком заняты первенцем и младенцем. Следовательно, уделяется меньше времени развитию и играм с «бывшим любимчиком».
Иногда, в результате острого переживания изменения семейной структуры, в связи с возникновением нового члена, средний ребенок начинает поступать по принципу регресса. Он старается показать матери, что еще мал и нуждается в заботе, внимании и любви. Ребенок помнил, что, когда он плакал, сосал палец, просил соску и т.д. мама всегда оказывалась рядом и успокаивала его. Таким образом, подобное поведение служит своеобразным гарантом получения родительской ласки.
Взрослые недоумевают, почему достаточно взрослый ребенок ведет себя, словно, младенец? Все просто, он не нашел другого более эффективного средства борьбы за ваше внимание и свое утраченное положение.
В таком случае, родители не должны обращать внимание на него, когда он притворяется младенцем, иначе подобная форма поведения закрепится. Это завуалированная просьба побыть с ним, которую не стоит игнорировать совсем. Малышу не хватает общения наедине с вами, без участия сиблингов. Постарайтесь ежедневно уделять непосредственно ему хоть немного времени.
Итак, именно при воспитании среднего ребенка у, казалось бы, опытных родителей нередко появляются сложности и проблемы. Часто они не замечают, что он нуждается в их внимании и любви, поэтому начинает шалить, злиться и бунтовать. Они, в большей степени, обременены заботой о младенце и контролем над первенцем, несправедливо, полагая, что у среднего ребенка все хорошо. Выход из этой ситуации прост – нужно чаще играть, разговаривать, привлекать к домашним делам второго малыша.

Положение в семье ребенка-сэндвича