Второй ребенок: особенности, развитие, ошибки в воспитании

Еще буквально 10-15 лет назад в нашей стране к рождению второго ребенка относились как к бомбе замедленного действия. Решение о рождении второго ребенка многократно взвешивалось, обсуждалось и обдумывалось. Российские реалии не позволяли большинству мечтать о втором и тем более о третьем отпрыске. Это здорово ощутилось в образовательной сфере, когда школы не могли набрать классы, потому что детей в стране не было. Начиная с 2000-х годов наши соотечественники свыклись с действительностью, приноровились к переменам и демографическая ситуация стала налаживаться. Но, несмотря на то, что все дети по своему уникальны, интересны и любимы, при переходе от воспитания первенца к рождению второго малыша, родители всего мира сталкиваются с целым рядом специфический проблем.

С чем приходится сталкиваться?

Во-первых, в то время, пока молодые мамы и папы ждали появления своего первого чуда, их опыт максимум сводился к работе няней у соседки или игрой с племянницей. И это в лучшем случае, некоторые вообще не контактировали с детьми до появления собственных. На второго ребенка, пара, как правило, смотрит через призму опыта и пройденного этапа.

Во-вторых, как бы там ни было, одинаковых людей на планете не бывает. И дети, пусть даже появившиеся в одной семье, совершенно разные. Потому что атмосфера, в которой они росли, имеет четкие отличия. Плюс второй ребенок может иметь другую нервную систему, особенности желудочно-кишечного тракта и так далее. Это все накладывает отпечаток на первые годы его жизни и, соответственно, психологическое и физическое состояние матери и ее настроение.

В психологии достаточно давно изучается такая проблема как ранг по рождению. Специалисты работают с особенностями людей, которые были рождены первыми или вторыми.

Кроме того в России существуют индивидуальные моменты, на появление которых влияет наша инфраструктура, социальное обеспечение и условия в целом. Ведь на момент первой беременности женщина все несколько идеализирует, точнее не просчитывает важных вещей. Она скорее думает о том, как будет пеленать, гулять и играть с малышом, нежели о том, где возьмет денег на питание или с каким трудом в некоторых регионах дети попадают в детский сад.

В-третьих, родители, которые в свое время активно готовились к появлению первого ребенка, создавали атмосферу, настроение, они часто опасаются в глубине души, что не смогут дать всего этого своему второму малышу. Им кажется, что им не хватит не сил, не энергии, не желания. Одно дело, когда ребенок открывает для тебя целый мир. Беременность, роды, кормление грудью, первые шаги. Все это рождает определенные эмоции, которые уже не повторятся в той же мере.

Раньше на Руси существовали определенные мероприятия, чтобы на протяжении развития каждого ребенка с ним были связаны какие-то новые эмоции. К примеру, на крещение всегда шили новую рубашку. А когда у ребенка появлялся первый зуб, то кто-то из родственников дарил серебряную ложечку. После первых шагов семья собиралась вокруг младенца, опутывала его ноги и разрезала нити, напевая веселые песни. Другими словами, у каждого ребенка в жизни должны были быть его «минуты славы».

Нас у мамы двое

В психологии существуют различные данные, которые доказывают, что младшие дети более самостоятельные. Это объясняется тем, что когда появился первенец, родители не знали как вести себя, о его возможностях, об особенностях поведения. Когда же появляется второй «претендент на трон», то все гораздо проще. И мамы с папами предоставляют им гораздо больше свободы.

Однако если обратиться к русскому фольклору, то там будет видно, что согласно русской традиции младшенькие в семье были более опекаемые создания. Но в каждой культуре разные традиции и обычаи. К примеру, в мусульманских семьях родители мужа будут коротать свою старость с младшим из сыновей. И это накладывало определенный отпечаток на второго ребенка, формируя в нем ответственность. Но, тем не менее, и любили его больше, так как осознавали, что связаны с ним до самой смерти.

Ревность – самая главная причина конфликтов как между детьми, так и со взрослыми. В этом плане специалисты выделяют возрастную классификацию:

- Дети от 0 до 2,5 лет совершенно не готовы делиться с кем-то своими родителями. Психологи называют эту позицию «эгоцентрической». В их реальности мир существует для них, вокруг них и они центр всего. Появление нового ребенка они воспринимают как опасность. У детей-погодок, существует своя особенность. Чувство ревности возникает у них чуть позже, так как это достаточное зрелое чувство и пережить его они в силу своего возраста не в состоянии. Поэтому старших часто посещает желание присоединиться к младшему, потому как вокруг него витает тепло, любовь, забота и внимание. Психологи называют этот процесс «инфантилизацией» или «регрессом». В такие моменты старшие дети снова начинают просить соску, стремятся, во что бы то ни стало, попасть в коляску, и делать все те вещи, что свойственны новорожденным.

- Дети 2,5 года имеют совершенно конкретное представление о том, кто такой «Я», «мама» и «третий лишний». Но так как они еще не осознают причину своего гнева, то он обычно выливается на маму. Это агрессия, капризность, то стремление привлечь внимание, то отказ от него. То есть такой период, когда родителям кажется, будто ребенок вышел из-под контроля.

- Дети от 3-х лет и более абсолютно понимают, в ком таится причина перемен. И направляют все свои чувства негодования на младшего брата или сестру. Со стороны будет казаться, что старшие малыши любят «новоприбывшего» и привязаны к нему, но ревность все равно присутствует. Ее видно и в играх, «случайных» поступках и действиях по отношению к младенцу.

- Дети 4-5 лет уже имею представление о том, что можно, а что нет. Они не перевернут коляску или не выльют сок на младшего члена семьи, но они найдут способ продемонстрировать протест.

- Дети 6-7 лет становятся более ответственными за братьев. И в этот момент родители зачастую делают одну и ту же ошибку – переключают свое внимание на малыша, так как считают, что старший уже достаточно подрос и в пристальном внимании не нуждается. В итоге у школьников это не вызывает ничего кроме обиды и горечи, которая обязательно вернется в отношения между братьями и в подростковом возрасте в целом.

- Подростки вообще имеют абсолютно иные задачи, в то время как родители, порой, настаивают на их активном участии в воспитании младших. Самая распространённая фраза, которую обычно слышат родители «Я вас не просил его мне рожать». И как бы вы не рассчитывали на помощь юнца, он в этом прав. Родителям никогда не стоит забывать о том, кому и зачем они рожали своих детей.

Другими словами, идет вечная борьба. Старшие ревнуют, потому что хотят удержать то, что у них было, в виде родительской заботы, любви и ощущение центра вселенной. Младшие же ревнуют, потому что первенцы имею большое количество возрастных достижений, которых маленьким, в силу их возраста, еще не дано иметь. Последнее часто становится причиной ссор между детьми. Младшие настолько хотят заполучить то, что имеет первенец, что постоянно нарушают границы его личности. Они всегда хотят играть в те игрушки, в которые играет старший. Стоять там, где стоит старший и делать то, что делает более взрослый и опытный по их мнению. Само собой разумеется, что у старших это вызывает гнев и раздражение.

Работы над ошибками

Первая из ошибок, которые часто допускают взрослые, сами того не зная – это неравенство в правах и обязанностях. Семейная демократия очень важный этап воспитания. Если в конфликтах детей у родителей всегда виноват старший, можете быть уверены, что когда ваши дети вырастут, у них не будет теплых и дружеских отношений. Потому что в голове старшего всегда будет жить обида и чувство несправедливости по отношению к нему. И обижен он будет не на родителей, они-то останутся «чистенькими». Весь гнев ляжет на младшего, потому что если бы его не было, то все было бы иначе. Особенно родители любят прибегать к такой мере воспитания, если в семье старший сын, а младшая дочь. «Не бей ее, она же девочка», «поделись с сестрой», «зачем ты ее обижаешь, ты же старший» и подобные фразы хоронят их отношения еще в самом зародыше.

Если хотите, чтобы ваши дети оставались семьей и после того, как выпорхнут из вашего гнезда, то никогда не стоит их сравнивать друг с другом. В их жизни и так достаточно соперничества, созданного природой, не стоит подливать масла в огонь. «Вот Дашенька хорошая девочка, учится на одни пятерки, а вот Сережа – это просто кошмар. Каждую неделю меня вызывают в школу». Если ситуация действительно такова, то здесь необходимо отыскать в жизни Сергея и положительные моменты. Может, он успешен в спорте, хорошо рисует или занимается зарядкой каждый день. Старайтесь больше хвалить. В их жизни найдутся люди, которые захотят унизить, оскорбить и ущемить уверенность ваших детей. Ваша задача сеять в них ощущение их уникальности и совершенства. А если у вас их двое, трое, пятеро, то пусть они лучше станут командой, чем соперниками.

Второй ребенок: особенности, развитие, ошибки в воспитании