Дайте детям поиграть

Опросы в наше время показывают: примерно 50% детей дошкольного возраста совсем не радуются приближающейся школе. В прежние времена такого не наблюдалось. Ребятня мечтала о школе, о том, как они станут большими и взрослыми. Хотя многих через пару-тройку лет ждало разочарование, но в первый класс все шли с радостью, как на праздник. Что же изменилось сейчас?
Причины нынешнего нежелания дошколят идти в школу в целом довольно просты. Раньше школа действительно была для них важным этапом взросления. Там у малышей начиналась новая жизнь, ведь в школе все совсем не так, как в детском саду. Там нет тихого часа, нет игр и прогулок, а только учеба. И, что довольно важно, там ставили оценки, задавали задания на дом. При поступлении в школу у ребенка возрастала самооценка, ответственность за свою учебу и поведение. Он ощущал себя взрослым.
Чего стоила одна только покупка ранца и школьных принадлежностей! Сейчас же первоклашку ранцем редко удивишь - он носит его на занятия в садике по подготовке ко школе. В первых классах школы оценки теперь не ставят. А вот в детсадах уроки проводят и задают на дом порой с 4-5 лет. Соответственно, никакой разницы ребятня между школой и детским садом не чувствует. Только вот нагрузка увеличивается, к чему нынешние малыши не всегда готовы.
Не следует скидывать со счета и биологическое созревание. Нужно, чтобы у ребенка была хорошо сформирована рука. Проверить это довольно просто. Попросите его поставить точки в клеточках, засеките при этом время, нужное ему на данное задание. В норме за одну минуту следует поставить порядка 70 точек. Если столько он не успевает, значит, рука еще не окостенела. Можно даже сделать рентген руки. Конечно, биологически несозревшего малыша в школу в текущем году не следует отдавать. Иначе он будет быстро уставать, плохо писать и совсем скоро возненавидит учебу.
Распространенная ошибка многих родителей - полагать, - ребенок готов к школе, так как довольно много знает. Но ведь интеллектуальная готовность не заменяет собой психологическую готовность. А она, в свою очередь, определяется умением подчинения правилам, готовностью делать то, что нужно, а не то, что хочется. Каждый психолог знает - ребенок проходит поочередно разные стадии развития. Сначала мышление формируется наглядно-действенным способом. Осваивая и изучая мир, он воспринимает и контактирует с ним через различные действия. К примеру, тарелка - это предмет, из которого едят кашу или суп. Приблизительно ко второму году проявляется наглядно-образное мышление. Например, взяв в руки палочку, малыш сможет вообразить, что это у него ложка, и станет ею кормить куклу. И в два и в три года детское мышление сильно конкретно. Абстрактные категории станут ему доступными позднее. Но зачатки же логического мышления при нормальном развитии возникают обычно к концу дошкольного периода. А окончательно данный тип мышления полностью формируется в подростковом возрасте. Поэтому не стоит учить полутора-двухгодовалых малышей математике и английскому языку. Каковы будут плоды таких экспериментов?
При требовании от ребенка раньше времени того, до чего он еще не дорос, у него могут произойти серьёзные деформации в развитии. Ведь никакой нормальный родитель не заставит своего малыша нести мешок с тяжестями... Но вот когда речь заходит о психике детей, почему-то здравомыслие отказывает многим родителям.
По мнению ученых, преждевременная и несвоевременная интеллектуальная "тренировка" ведет, как правило, к перенапряжению структур мозга. При этом психика ребенка расшатывается, и впоследствии он будет медленно развиваться. Вырастить интеллектуала, лишив его в свое время беззаботного детства, скорее всего не получится. Скорее наоборот. От чрезвычайно ранних умственных перегрузок логическое мышление ребенка не сможет развиться до нормального уровня.
Сегодня именно это происходит со множеством подростков. С первого взгляда "натасканные", развитые, эрудированные старшеклассники не имеют способностей к обобщениям, шаблонно мыслят. Гибкость мышления, ума, всегда свойственная юности у многих совсем отсутствует. Причем, это отдаленные последствия. Некоторые же отклонения заметны даже у дошкольников.
Многие родители замечают, что малыши не умеют играть в простые ролевые, подвижные игры, не интересуются игрушками. А все потому, что у них с раннего детства усиленно развивали умственные способности.
Некоторые родители этим гордятся: вот, какой малыш умный - не шалит, не играет, а с 3-4 лет читает, учится считать. Но ведь для ребенка важнее всего по его природе - игра! Только через нее он наиболее комфортно, доступно познает мир и примеряет при этом на себя разные роли поведения, постигает владение чувствами. Так устроена психика ребенка. А если у малыша тут будет пробел, то его эмоциональное развитие приостанавливается, личность постепенно деформируется. Ребенок становится эгоистом, просто не понимает людей, не чувствует окружающих, их интересов. Получается, он, с одной стороны интеллектуально сильнее развит, но с другой - инфантильнее своих сверстников. В свою очередь, данный разрыв, опять же, мешает его дальнейшему гармоничному развитию.
Поэтому, в дошкольном возрасте лучше всего заботиться об эмоциональном развитии и благополучии малышей. Все остальное в этот период - второстепенно! Главное - дать детям возможность вволю набегаться, наиграться, набаловаться, почувствовать заботу и тепло родителей. Если мать или отец нацелены только на умственное развитие ребенка, они часто ставят его в довольно тяжелую ситуацию. Не стоит постоянно сравнивать его с более успешными и шустрыми сверстниками, стыдить его, если он с чем-то не справляется. Ребенку и так относительно тяжело в садике, придя домой ему хочется отдохнуть, поиграть, просто побыть с мамой и папой. А его вместо этого садят за домашние задания. Малыш инстинктивно сопротивляется, а его заставляют учиться, насильно навязывают нормы поведения. В результате к моменту поступления в школу у него уже вырабатывается отторжение ко всему, что с ней связано.
Кроме того, заставляя ребенка постигать то, что для него трудно в силу его возраста, взрослые сами убивают в нем детскую любознательность. Учение надоедает ему. Став взрослее по годам, но не по сути, он порой хочет только одного - развлечений.
Всему свое время - лучше детям наиграться вовремя. Счет же или чтение они все равно усвоят, когда подрастут. В той же ролевой игре в школу, магазин, обучая своих мишек, зайцев, кукол. Абсолютно так же, как эти премудрости усваивали до них другие ребятишки, их предшественники, более ранние поколения, которые между прочим, подарили миру много открытий и изобретений.

Дайте детям поиграть