План наблюдений по сезонам, вместе с детьми

Все наблюдения планируются в свободной последовательности, все зависит от возможности наблюдаемых объектов. Каждое наблюдение повторяется, тем самым, привлекая внимание к объектам.

1. Наблюдение за растениями в цвету на клумбе осенью. Развивает у детей представления о растениях. Как они расту, как радуются солнышку. Демонстрация зависимости жизни растений от теплоты и света. После наблюдения можно выкопать кустик цветов для посадки в грунт.
2. Наблюдение за осенними листочками. Развивает у детей способность наблюдать листопад. Дети должны сделать вывод, что листья падают, так как стало холодать. Активизировать у детей в речи глаголы, такие как, облетела, падают, опадают. Нужно создать настроение сочувствия к деревьям, которые теряют листву. Малыши собирают листочки в букеты.
3. Наблюдение за облачным небом. Развивает у детей представления об облаках, какого они размера, формы, цвета. Побуждает замечать самые простые взаимосвязи, т.е. есть ли ветер и каково движение облаков. Можно после такого наблюдения побегать, например, с вертушками.
4. Наблюдение за дождиком. Развивает представление о дожде, обогащается словарь прилагательных. Побуждает замечать связь между погодными явлениями и одеждой людей. Можно выражать впечатления в игре и рисунках.
5. Наблюдение за елочкой. Развивает представления о своеобразии ели. Иголки у нее не опадают, она не боится холодов.
6. Наблюдение за людьми в осенней одежде. Развиваются предпосылки наблюдательности и интереса к взаимосвязи разных природных явлений и жизни людей. Внимание привлекается к зонтикам и капюшонам.
7. Наблюдение за ветром. Показать детям, как увидеть ветер. Учить замечать его по косвенным проявлениям. Например, колышется веточка. Воспитывается осторожность, например, заслонять лицо от ветра, чтобы не попала соринка.
8. Наблюдение за первыми заморозками. Развивает у детей сенсорные познавательные способы восприятия природных явлений. Показать иней, вызвать чувство восхищения и удивления природными явлениями. Сформировываются предпосылки логических умозаключений, например, замерзание воды, связано с холодной погодой. Можно разрешить детям попрыгать в замерших лужах.
9. Наблюдение за сорокой. Развивает у детей представления о сороке и ее повадках. Тем самым воспитывается дружелюбное и ласковое отношение ко всем живым существам. Можно соорудить кормушку.
10. Наблюдение за снегопадом. Развивает общее представление о снеге, какой он холодный, как падает, какие снежинки. Активизируется словарный запас. Можно предложить детям покружиться как снежинки.
11. Наблюдение за деревьями. Развивает представления о закономерных явлениях, которые повторяются. Связывается со временами года. Закрепить представление о строение дерева.
12. Наблюдение за синичкой на дереве. Малыши учатся замечать быстрые передвижения синички по дереву, связывается с поиском корма. Побуждают отражать свои впечатления в речи.
13. Наблюдение за первым снегом. Развивается представление замечать что-то новое в природе. Можно учить находить следы человека и животных. В конце стоит порисовать палочками на снегу.
14. Наблюдение за птицами на кормушке. Дети получают представления о птицах, как они летают, как выглядят. Нужно научить их различать, так как на кормушку слетаются несколько видов птиц. Такое наблюдение стоит проводить регулярно, при этом пусть дети сами насыпают зерно или семечки в кормушку.
15. Наблюдение за собакой. Развивает у детей представление о собаке, почему она лает или машет хвостом. Рассказать о значении шерсти.
16. Наблюдение в оттепель за снегом. Познакомить малышей с некоторыми особенностями мокрого снега. Показать и научить, как лепить снежки и фигуры. Такие наблюдения обязательно сопровождаются практическими действиями.
17. Наблюдение за таянием снега. Развиваются некие представления о сезонах и их природных явлениях. Показать, как меняется вид снега. Активизируется словарь словами сырой, тает, лужицы. Внимание привлекается к осевшим сугробам. По лужи можно пустить лодочки. Такие наблюдения проводятся часто, дети должны видеть динамику изменения, например, большая лужа и маленькая лужа.
18. Наблюдение за сосульками. Развивается способность наблюдать за процессом таяния снега, появлением разных сосулек и капелью. Воспитывает осторожность, что сосулька холодная ее нельзя лизать. Наблюдение лучше проводить в морозную погоду и лучше солнечную, показать какая сосульку без движения и как является капель.
19. Наблюдение за первой травкой. Развивает представление о том, что растениям надо тепло. Расширяется словарный запас и воспитывается ласковое отношение к самой первой траве. Стоит напоминать детям, что бегать по газону нельзя.
20. Наблюдение за божьей коровкой. У детей развивается представление о насекомых и гуманное к ним отношение. Божью коровку стоит рассматривать на листочке, посмотреть, как она улетает, можно использовать лупу.
21. Наблюдение за весенним солнышком. Побуждает замечать детей, как ярко может светить солнышко. Можно выражать свое отношение жестом или мимикой. Расширяется словарь прилагательных, например, яркое, лучистое. Можно смотреть на солнце через затемненные очки. Здорово поиграть с солнечными зайчиками, конечно же, с помощью маленького зеркальца.
22. Наблюдение за одуванчиками. Развивается элементарное представление о цветущих одуванчиках. Можно сплести венок.
23. Наблюдение за распусканием листьев. Развивается самостоятельное наблюдение. Можно находить разные по форме листочки, нюхать их аромат.
24. Наблюдение за проходящими людьми в летней одежде. Развивается представление о предметах одежды. Развивается сенсорное восприятие цвета. В словаре детей появляются новые слова, например, шорты, сарафан.

Все впечатления и наблюдения можно фиксировать на бумаге. Это поможет пробудить интерес к природе и незначительным явлениям. Взгляд у малыша станет более пристальным и внимательным. Хорошо когда все наблюдения сопровождаются стихами или детскими песенками.

План наблюдений по сезонам, вместе с детьми