Положительное подкрепление и выработка модели поведения

Положительное подкрепление представляет собой что-то приятное для человека, например, ласку, похвалу, хорошую оценку и т.п., которые совпадают с определёнными действиями. Желание получать эти приятные эмоции снова и снова ведут к повторению этого действия. Причем вероятность такой реакции очень велика.

Например: если вы хотите, чтобы кто-то часто радовал вас телефонными звонками, проявляйте радость, услышав голос этого человека, это и станет для него положительным подкреплением.

А вот в том случае, если вашей реакцией на долгожданный звонок станет упрёк: «Почему долго не звонил?», «Ты не хочешь мне звонить» и т.д., вы вероятнее всего смоделируете ситуацию, при которой звонок к вам будет вызывать неприятные ассоциации, а избежать неприятного момента, можно только отказавшись звонить вообще. Вот и получается, что вы обучили «не звонить».

Чтобы не ошибиться, нужно знать, какие подкрепления подходят в каждой конкретной ситуации. Практически все дети любят похвалу, но если вы чувствуете, что отношение к вам ребёнка скорее отрицательное, то похвала из ваших уст может иметь совсем не тот результат, который вы ожидали.

Лучше всего иметь в запасе несколько различных подкреплений, чтобы «воспитуемый» не знал, какое подкрепление может получить в следующий раз.

Время для подкрепления

Подкрепление – это своеобразная информация. Оно демонстрирует, чего именно вы ожидаете от ребёнка, что конкретно вам необходимо. Поэтому эффективное подкрепление - это своевременная реакция. Дорога ложка к обеду. Запоздалое подкрепление, или же слишком раннее - одинаково неэффективны. Таким образом, следует помнить: подкреплять нужно только то поведение, которое уже есть; если поведения нет, то подкрепления давать нельзя. Ребенок перестает реагировать на постоянную ругань, или постоянную похвалу. Причём, за трудную работу и подкрепление должно быть большим. А вот такой приём, как «незаслуженный куш» заключается в том, что ребенку предоставляется награда, в десятки раз превышающая обычное подкрепление и проявляющаяся для него сюрпризом.

Условные подкрепления

Условное подкрепление – это то, что само по себе является чем-то безразличным для обучаемого, но в результате привычки может стать для него подкреплением. Например, судейский свисток в футболе. Условное подкрепление, как и безусловное, может быть и положительным, и отрицательным. Условные подкрепления применяются чаще безусловных, так как они гораздо удобнее.

Режимы подкрепления

Постоянное подкрепление за каждый правильный поступок при обучении любому поведению необходимо лишь на первых порах. Для того чтобы в последующем уже выученное поведение поддерживать на определенном уровне, не только не нужно продолжать подкреплять его постоянно, а, наоборот, нужно перейти от регулярного подкрепления к его эпизодическому использованию в случайном и непредсказуемом порядке. Такой режим подкрепления называется вариабельным. Вариабельная система подкрепления заложена в основу всех азартных игр. Если бы человек во время игры в рулетку, выигрывал постоянно, то вскоре перестал бы играть. Правило вариабельного режима заключается в следующем: чем реже и непредсказуемее подкрепления, тем лучше.

Таким образом, элементарные знания о таком эффективном методе выработки необходимой модели поведения ребёнка (да и не только ребёнка), помогут предотвратить многие конфликтные ситуации, вызываемые силовыми приёмами воспитания.

 

 

Положительное подкрепление и выработка модели поведения