Парикмахер уроки для начинающих окрашивание теория. Колористика волос: смешивание красок и цветов
Колористика - наука о цвете, цветовых контрастах. Теория цвета - важный инструмент в парикмахерском деле, в окрашивании волос. Сегодня вы узнаете основы колористики, строение волоса, составляющих цвета. Во второй части статьи мы поговорим о фонах осветления, глубине тона, о применении полученных знаний на практике.
Волос относится к придаткам кожи. Он нечувствителен, потому как лишен нервных окончаний. Условно его разделяют на 2 части:
- видимую (волосяной стержень);
- невидимую (корень).
В процессе окрашивания волос задействована только видимая часть волоска , сразу перейдем к ее изучению. Волосяной стержень состоит из медуллы (сердцевины), кортекса (коркового вещества) и кутикулы (внешней оболочки).
Медулла - центральная часть волосяного стержня. Она представляет собой 2–4 слоя крупных неороговевших клеток кубической формы. Медулла выступает в роли терморегулятора: не допускает перегрев и переохлаждение в разное время года. Медулла невсегда сплошная, может прерываться. Это наблюдается в тонких волосах, где она на трети волосяного стержня отсутствует.
Кортекс - основная часть волосяного пространства. Корковое вещество представлено веретенообразными эпителиальными клетками. Качественные показатели составляющих кортекса отражаются на упругости, прочности, эластичности волос. Окислительные процессы при окрашивании, осветлении протекают непосредственно в корковом веществе.
Структура кортекса также обуславливает оттенок, качество волоса. Связано это с его составляющими:
- кератином или ороговевшими клетками, соединенными мембранно-клеточным комплексом. Подобный «каркас» придает волосяному стержню формы, делает его упругим и эластичным;
- меланином , собственно пигментными частицами;
- воздухом. Воздушные частицы - это «растворитель» натурального пигмента внутри волосяного стержня. Чем меньше воздуха, тем насыщеннее тон, а в седом волоске его больше всего.
Кутикула - это внешняя оболочка волоска, состоящая из 8–10 слоев. Слои сложены из чешуек (плоского бесцветного кератина), расположенных в шахматном порядке, словно соты, черепица. Связь между слоями также представлена мембранно-клеточным комплексом. Слои плотно соприкасаются друг с другом и обеспечивают надежную защиту от негативных факторов внешней среды.
Внешний вид волоса говорит о состоянии кутикулы:
- тусклые, пористые волосы - признак поврежденной внешней оболочки и раскрытых чешуек;
- здоровый блеск свидетельствует, что чешуйки достаточно плотно прилегают, не повреждены.
От чего зависит цвет
Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом) . Меланин делится на эумеланин и феомеланин.
Эумеланин - пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.
Важный момент! В натуральных волосах есть эу- и феомеланин одновременно. На цветовое отражение влияет их количество, каких частиц больше. У природных блондинок преобладает феомеланин, а в черных прядях содержится больше эумеланина.
Феомеланин - молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина - задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.
Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример - рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.
С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.
Основы теории цвета
В колористике выделяют первичные, вторичные и третичные цвета. Этого достаточно, чтобы в полной мере передать цвет волос.
Первичных цветов только 3 (красный, желтый и синий). Их нельзя получить из других цветов, они основные, базовые.
Смешивая первичные цвета, вы получаете цвета второго порядка (так называемые вторичные). К ним относятся: фиолетовый - это сочетание красного и синего, оранжевый - красного с желтым, а зеленый - желтый с синим.
Если же смешать вторичные цвета с базовыми, то получатся третичные .
Условная линия, разделяющая теплые и холодные оттенки, проходит через зеленый и красный, как указано на схеме выше. Таким образом, фиолетовый, синий относятся к холодным тонам, а желтый, оранжевый - это теплые. Зеленый, красный бывают холодными и теплыми.
Помните, работа с цветом при покраске прядей имеет свою специфику. Основные правила сочетания цветов:
- Цвета, противостоящие друг другу в цветовом круге, одинаковой степени интенсивности и способны нейтрализовать друг друга.
- Для нейтрализации холодных тонов используются теплые, но не наоборот. Добавляя к теплым тонам холодные, вы получите грязный цвет.
- Если клиент с окрашенными локонами холодного оттенка желает получить теплую гамму, сначала нейтрализуйте холод в тоне.
- Теплые оттенки, стоящие друг за другом по часовой стрелке, совместимы.
- Холодные оттенки, стоящие друг за другом против часовой стрелки, несовместимы.
- Сочетать теплые и холодные оттенки не удастся, они несовместимы.
Уровнем глубины тона называется основной цвет волос до покраски, без дополнительных оттенков. На этот показатель влияет исключительно количество меланина в волосяном стержне.
Для удобства и взаимопонимания мастера колористики определили 10 уровней глубины тона и обозначили их цифрами от 1 до 10. Это базовые тона, по цифровому номеру можно судить о его светлости: 1 - самый темный, 10 - самый светлый.
Базовые тона составляют натуральный цветовой ряд, это первая цифра номера любого красителя. Производители красок частично корректируют цифровое обозначение цвета, расширяя или сокращая его. Для этого существует вторая, третья цифра.
Чтобы определить глубину тона, достаточно визуального осмотра. Возьмите прядь на затылке, ближе к корням, уплотните ее, подобно примеру в палитре, и выберите близкий образец. Его номер соответствует глубине тона вашей шевелюры.
Фон осветления и его нейтрализация
Еще один важный для окрашивания прядей параметр - фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.
Окрашивание - это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.
Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.
Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.
Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:
- 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
- 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни - смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
- На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.
Возможные действия с фоном осветления:
- нейтрализация - если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
- дополнительное осветление, повышение глубины цвета - если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
- усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.
Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.
Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.
Что такое цветовое направление
Это оттенок на локонах, проявившийся в результате окрашивания, не путайте с пигментом (базовым цветом прядей). Например, девушка с медными локонами после покраски - медный считается направлением цвета.
Цветовой нюанс - это дополнительный оттенок, он выделяется в картах красок цифрой или буквой. В маркировке красителей обозначение цветового нюанса стоит после глубины тона (8G, 8/41, 9,60). Третья цифра в маркировке красителя - дополнительный цветовой нюанс, легкий перелив.
Палитры красок от разных производителей могут отличаться обозначением цветового направления, выбранного оттенка. После цифры глубины цвета, вы можете увидеть не цифру, а букву. Это начальная буква названия оттенка на английском (родном для производителя) языке.
Обратите внимание! Две одинаковые цифры после обозначения глубины тона указывают на интенсивность выбранного оттенка. Например, 8/44 - интенсивный медный, 8/77 - экстракоричневый.
Колористика - важная наука для парикмахера. Не зная ее основы, добиться желаемого успеха в окрашивании не удастся.
Полезные видео
О строении волоса и основах теории цвета.
Что такое глубина тона и фон осветления.
April 18th, 2014
так смешно сегодня получилось. Сижу делами занимаюсь, другим глазом в скайп кошусь. Подруга задалась вопросом правильного окрашивания, пытается со мной решить насущные проблемы из серии - хочу что-то такое, но что не знаю. А у меня принцип - сначала сформулируй, что ты хочешь, потом я отвечу. Поэтому я в метания не лезу, киваю время от времени и новых вопросов подкидываю. ДОшли наконец до некой черты, разбираемся с текущим цветом и какую бы краску выбрать - т.е. уже смотреть оттенки. Мне, значит, ссылки с девочками на коробочках смотреть, а ей девочек этих выбирать. В итоге не выдержала, грю - по девочкам не буду, ищи давай расшифровку кодировки краски. Я ж не помню наизусть даже примерно. Подруга поискала-поискала. говорит - во, смотри я тут в жж пост нашла и ссылка. А я уже по адресу ссылки вижу, что мой пост. Поудивлялась, но молчу. Грю - где ж ты отрыла этот пост? а нигде, говорит, яндекс выдал. Приятно мне было. эээх...
буду вещать, как оттенки при окрашивании прогнозировать
в предыдущих частях саги мы выяснили, что если под рукой нет Мастера, а путаются одни фломастеры, с чувством, толком и расстановкой нужно подойти к выбору краски для домашних экспериментов. Выяснить свой текущий уровень светлости (уровень глубины тона) и выяснить, куда будем двигаться
- придавать оттенок без изменения глубины (не темнее, не светлее, просто оттенок),
- осветлять и придавать оттенок
- либо "затемнять" и тоже придавать оттенок
После этого мы можем выбрать "тип краски". Для того, чтобы стать светлее, мы можем выбрать только аммиачную краску. Если же кардинально нам не надо, вполне можем обойтись безаммиачной и либо затонировать (можно даже не краской как таковой) текущий уровень глубины тона (цвет) в желаемый оттенок, либо "затемнить" тоже в желаемый оттенок.
тафайте разберемся сначала с оттенками.
я вот когда ругалась, что производители бытовых красок в книжки-подсказки никакой информации не вкладывают. делала я это не зря. Оттенки не могут хаотично перетекать из одного в другой по велению сердца. Цвет, любой цвет, не только в волосах, подчиняется общим законам. Общие же законы вывел ишо Гете и создал цветовой круг. Потом его подрихтовали и модернизировали для своих нужд и Иттен и Освальд и может быть ИванИваныч Иванов, но про последнего история умалчивает. А вот цветовыми кругами других авторов весьма успешно пользуются в мире для разных цветовых сочетаний в основном.
колористика тоже любит сочетания, но еще ей никуда не убежать от физики цвета. и колористы очень даже пользуются вот такой раскладкой классического цветового круга
Я подчеркну, в этом круге-овале нет ничего нового. Это классический цветовой спектр, где три основных цвета - желтый, синий и красный - замкнуты в круг через "переходные цвета". Сначала расскажу, потом вернусь еще к этому кругу.
Что нам показывает этот круг?
- во-первых, тут помечены цифры со слешем - это пигменты.
ЭТо те которые в кодировке краски после точки. 5.33 - золотистый пигмент на 5м уровне окрашивания. 3.55 - насыщенный красный темный (какой-нить кровавый закат или багряный вполне подошел бы к описанию такого кода).
цифры кодировки, как мы помним, у разных производителей могут разниться, я даже рассуждала, как сориентироваться у конкретного производителя. Так вот если в книжке подсказке вы увидите цветовой круг, цифры и обозначения пигментов - вот это вам самая главная подсказка, как выбрать направление цвета.
может быть вот так
или как угодно иначе. Главное, что есть цветовой круг и цифровые или буквенные обозначения основных пигментов, которые и будут определять направление цвета (оттенок) при окрашивании.
Во-вторых, цветовой круг делит основные и переходные цвета на две части
желтый-оранжевый-красный - теплые
фиолетовый-синий-зеленый - холодные
Во-третьих, такой цветовой круг показывает нам возможные перемещения с цветом.
По большому кругу идет стрелка по направлению часовой стрелки
из желтого в оранжевый, потом красный, фиолетовый ну и т.д. Между ними еще вон понтаыканы махаон, бежевый, пепельный- дополнительные пигменты
Так вот шагать между оттенками легко можно по цветовому кругу по направлению часовой стрелки. особено внимательно при переходе между теплыми и холодными.
есть вы сейчас золотистая блондинка и хотите вы выкраситься в медный ды-дынц по стрелочке посмотрели - рядышком совсем, идет. Или в красный из золотистого или в махаон - пжалста. Добавляем к своему золотистому нужный пигмент - красный, медный - получаем что хотели с высокой долей вероятности.
а есть вы сейчас махаон, а хотите медный. По кругу посмотрели, вроде и рядом оттенки, но тащиться до этого рядом будем против часовой стрелки. А если по часовой, то целый круг обойти. Не получится у нас добавить желтого и стать сразу золотистой. Т.е. если к текущему махаону вы добавите медный пигмент - то вот и фигушки вы станете сразу медной. Не переходят цвета так. Сначала махаон надо извести, а потом уже медный накладывать на изведенную основу.
С холодными так же, просто цвета не так выразительно там называются и не так визуализированы в жизни.
И это все было про ту ситацию, когда краску вы выбрали своего уровня светлости (глубины тона), но хотите поменять оттенок. Из золотистой стать медной - легко. Из медной стать золотистой путем добавления золотистого пигмента не получится. Надо брать другую краску, изводить медный пигмент, добавлять золотистый.
если вы изначально и хотели осветлять и добавлять новое. И вы помните про нежелательные оттенки осветления. И вы посчитали, что у вас он выползет обязательно. Снова смотрим на цветовой круг и запоминаем, что друг напротив друга находятся нейтрализирующие цвета, корректоры, микстоны.
микстон - это обозначение самогО чистого пигмента. Он может выступать как краситель и как нейтрализатор (корректор)
как краситель в чистом виде - это ядреный насыщенный такой цвет. В колорировании, в разных креативных цветных окрашиваниях. малиновые волосы, синие и т.д. Производитель красок в разных готовых вариантах за нас уже намешал разные микстоны, получил некое направление цвета (оттенок) и указал на коробочке буквой или цифрой.
как корректор следует использовать эти цвета из цветового круга, которые друг напротив друга
Самая распространенная при домашнем окрашивании беда - появление разных нежелательных оттенков. Как мы помним добрый Мастер, это учтет еще при окрашивании и добавит сразу микстон. Мастер-фломастер будет пенять на качество краски, на гормональные всплески клиента, плохую воду и всякое дополнительное. Однако нейтрализатором цвета можно воспользоваться и после окрашивания. Скажем, взяли вы краску для самоокрашивания, не просчитали, выполз у вас желтый - бежим в шапочке в магазин и покупаем цветной шампунь фиолетового цвета. Именно, друзья, шампунь! не бальзам, не тоник, не тонирующую краску, а шампунь густого красивого цвета)
они есть не только фиолетовые, потому что нежелательных оттенков бывает больше. И синие есть и красные для нейтрализации зелени.
Особенность шампуня в том, что это не краска, он держится 2-3 помывки и постепенно сходит на нет.
пепельные блондинки для поддержания цвета держат у себя на полочках такие сине-фиолетовые шампуни.
в общем, капитальных косяков с окрашиванием шампунь не решит, конечно, не стоит возлагать на него серьезные надежды, но поможет продержать какой-то более менее вразумительный цвет до следующего окрашивания, переждать, пока волосы не отошли от сильных оксидантов.
ну и цветные шампуни можно использовать концентрированно для временного придания оттенка перед хэллоуином. всерна смоется. (тут шампунь выступит не как корректор, а как краситель)
но, повторю, даже так ПОВТОРЮ! я говорю про ШАМПУНЬ! не про тоник, не про бальзам, ни про временные смывающиеся краски.
_______________
в кодировке красок в цифрах направление цвета и смешение микстонов указано в цифрах. Краска *.10 и краска *.01 - это два разных цвета. Не кардинально, конечно, но разных.
*.10 основной пигмент синий (русый)
*. 01 - основной пигмент натуральный, а синего добавлено немного.
в ситуации с *.10 синий пигмент выступает как краситель. В ситуации с *.01 - как корректор нежелательного оттенка (в данном случае оранжевого).
Т.е. если вы хотите получить русый оттенок, то надо выбрать краску с нумерацией *10. А если вы понимаете, что при осветлении у вас вылезет рыжина, надо взять *.01.
НО! все это красиво, хоть и немного запутано, работает с профессиональными красками и с Мастером, который не только соображает в колориметрии, но и знает, с какими красителями он работает.
с бытовыми красками, зная всю эту науку, мы можем хоть как-то прогнозировать результат,но он всерна остается не обязательным.
правда, есть и положительная сторона медали. если вы вникаете в колориметрию, применяете все знания при выборе краски, а потом у вас нифига не выходит, то вы хотя бы сможете понять, как это исправить малыми жертвами (нейтрализовать) или подкорректрировать свою логику и при дальнейших экспериментах получить более прогнозируемый результат.
________________________________
как и обещала, возвращаюсь к кругу.
это обычный цветовой круг.
Т.е. если вы увидите вот такой круг
или любой другой (а такие круги можно взять в строительных магазинах,которые краски смешивают для малярных работ. Либо у художников)
так вот все эти круги не отличаются набором цветов. Везде желтый переходит в зеленый, потом в синий, потом в красный, в оранжевый и снова в желтый.
особенность состоит вот в чем.
если в круге из строительного магазина мы пойдем по часовой стрелке, как говорит нам колористическая раскладка и стрелочки вокруг, то у нас красный перейдет в желтый, желтый через зеленый в синий. А если пойдем против часовой стрелки, то красный перейдет в синий, потом через зеленый в желтый.
еще раз и внимательно
ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ
желтый - оранжевый - красный - фиолетовый - синий -зеленый - желтый
ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ
желтый - зеленый - синий - фиолетовый - красный - оранжевый - желтый
колористические круги построены вот так
стрелочки идут по часовой стрелке, но из желтого мы выходим в красный и т.д.
т.е. в отличие от круга из строительного магазина, в котором по часовой стрелке желтый переходит в зеленый.
с точки зрения теории цвета и всяких спектров круг как круг, но движения по кругу разные.
нам надо с вами запомнить, что если в магазине красок вам не подсунули цветовой круг, но в сумочке или телефоне вы имеете классический, то в классическом мы шагаем против часовой стрелки . И это очень важное примечание.
запоминать кто куда переходит в каком состоянии не надо. Воспользуйтесь визуализацией.
если вы возьмете желтую и красную гуашь и начнете ее смешивать, добавляйте к желтому много-много красного и вы в итоге забьете желтый совсем и получите красный цвет. Т.е. из желтого легко получить красный путем добавления большого количества красного.
А если вы из красного захотите получить желтый? будете много-много добавлять желтого, то ничего у вас не выйдет, так и так будет проскакивать то красный, то оранжевый, чистого желтого цвета у вас не получится.
Если вы понимаете лучше с другими цветами - проведите аналогию самостоятельно. Когда мы смотрим на цветовой круг, выбираем рядом два чистых цвета и из одного можем получить другой чистый, значит применяем и с волосами. Шагаем по этому кругу в заданном направлении по или против часовой стрелки.
Понятно? или еще больше запутала?
Парикмахерское искусство.
Итак, сегодня мы поговорим о таком понятии, как колористика.
Что это такое?
Что собой представляет колористика? Вообще, в широком понятии колористика - наука о цвете. Она изучает природу и взаимодействие цветов, их совместимость, гармонию. Оттенки важную роль в образе человека играют. Оказывается, существуют даже специальные колористические центры, которые помогают людям подобрать цвета, соответствующие их типу внешности
. В настоящее время не менее важная колористика для парикмахеров. Теория ученого иоганнеса иттена и стала основой для этой техники. Согласно этой теории, всех людей можно условно разделить на четыре цветовых типа, соответствующие временам года.
Гармония цвета.
Именно на игре цвета и его оттенков построена колористика для парикмахеров. Теория цветоделения немецкого ученого ст. Оствальда только подтвердила многообразие основных характеристик цвета. Для того чтобы научиться правильно сочетать цвета, был придуман так называемый цветовой круг. Обычно его делят на четыре равные части. Каждая часть будет содержать в себе гармоничные цвета. Всю палитру цветов можно разделить на теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Также, цвета делятся на первичные и вторичные. Первичные - это те, которые нельзя получить путем смешивания. К ним относятся только три цвета - желтый, красный и синий. Вторичными называют те, которые можно получить при смешивании основных. Для того чтобы понять, как правильно сочетать цвета, нам нужно обратиться к цветовому кругу. В него нужно вписать треугольник с равными сторонами. Цвета, расположенные на вершинах треугольника, и будут гармоничными.
Колористика для парикмахеров: теория. Парикмахерское искусство.
В парикмахерском искусстве замечательные свойства цветов смешиваться, дополняя или изменяя друг друга, используются довольно часто. Например, когда нужно избавиться от нежелательной желтизны при блондирования.
Немного из истории.
Сделать свой образ ярче люди стремились еще в древности. Они красили волосы кровью и отварами трав, маслами известняком - придумывали изощренные методы. Самой популярной натуральной краской для волос того времени была хна, которая проводится и по сей день. Интересно, что волосы красили не только женщины, но и мужчины.
В средние века, согласно церковным законам, покрасить волосы в другой цвет приравнивалось к совершению греха. Девушек с рыжими волосами называли ведьмами и сжигали на костре. Нарушая церковные устои, женщины продолжали красить волосы.
С течением времени люди стали придумывать более гуманные методы окрашивания волос. Они поняли, что лучше обратиться к химии, чем использовать органы и кровь невинных животных. На мировую арену вышли известные в наше время бренды - "Лореаль", "шварцкопф", "Лонда".
Виды колорирование.
Широкий спектр цветовой гаммы позволяет нам экспериментировать с волосами. Таким образом, если раньше волосы просто красили в один тон, то сейчас вариантов гораздо больше. Какие же техники окрашивания волос существуют сегодня? - Омбре. В последнее время эта техника пользуется невероятной популярностью как среди подростков, так и среди взрослых женщин. Техника заключается в плавном переходе цвета от темных корней к светлым кончикам. Такая окраска универсально, т. к. подходит и брюнеткам, и блондинкам, и рыжим. - Блондирование. Волосы в разные цвета блонда красят. Такая техника подойдет даже брюнеткам, правда, придется изрядно попотеть, чтобы добиться желаемого результата. - Мелирование. Традиционная техника окрашивания, которая пользовалась популярностью сначала на Западе, а затем покорила и России, а именно ее женскую половину. Мелирование создает эффект выгоревших на солнце волос, так же как и техника шатушь.
Поговорим о нюансах.
Чтобы клиент был доволен результатом, обязательно нужно учесть некоторые нюансы: - перед покраской изучите структуру кожи головы и волос.
- Вы обязательно должны войти в психологический контакт с клиентом. Узнайте его требования и подумайте, соответствует ли им реальная возможность.
- Используйте только качественную краску, не экономьте на своих клиентах.
- Теперь что касается цветового круга. Помните, что переход от одного оттенка к другому осуществляется, внимание, только по направлению часовой стрелки.
Колористика для парикмахеров: теория. Парикмахерское искусство.
Главное - не допустить ошибку.
Допускать ошибки запрещает колористика для парикмахеров. Теория и практика - понятия неразделимые. Поэтому мастер должен уделять внимание не только теоретической части, но и с практической. Но не всегда виноват мастер. Так, он, безусловно, несет вину за результат. Но ваши волосы могут просто не поддаться красителя. Поэтому основная задача парикмахера - колориста заключается в том, чтобы изучить структуру ваших волос и подобрать нужные ингредиенты. Вы можете записаться на уроки колористики для парикмахеров. Посещая их, вы узнаете очень много нового и полезной информации. В целях предотвращения неудовлетворительного результата и закрепления навыка придумали задачи по колористике для парикмахеров. Смысл их в том, чтобы рассчитать нужное количество красителей для получения определенного результата. Поэтому, как и любая другая техника, колористика для парикмахеров - теория и практика.
Колористика для парикмахеров: теория. Парикмахерское искусство.
В любом деле навык со временем приходит. Колористика для начинающих парикмахеров может оказаться довольно трудно для освоения. Но не стоит отчаиваться и опускать руки, если у вас что-то не получается. Для того чтобы овладеть этой техникой, вы можете записаться на учебные курсы по колористике для парикмахеров, посетить различные тренинги, уроки.
Основы колористики должен знать каждый парикмахер, чтобы избежать неудовлетворительного результата. Окрашивание волос - это серьезный процесс, и базовые знания о цвете, его оттенках и сочетаниях помогут вам удовлетворить запросы клиентов и порадовать их качественной работой и прекрасным результатом.
Что вы об окрашивании волос знаете?
Волосы во все времена были и остаются одним из ключевых факторов, влияющих на внешний облик человека. Именно поэтому правильный подбор цвета волос является одной из наиболее сложных задач для стилиста - парикмахера. Прежде всего, цвет волос должен идеально сочетаться с цветовым типом человека, поэтому стилисту необходимо максимально предугадать будущий результат. Кроме того, при профессиональном окрашивании часто возникает необходимость смешивать разные оттенки между собой для получения того или иного цвета или гармонично сочетать в одной прическе несколько разных цветов. А в некоторых случаях необходимо перейти от одного цвета к другому, нейтрализовать неудачный цвет волос или приглушить яркость. Во всех случаях на помощь приходит цветовой круг.
Что важно понимать, используя цветовой круг в колористике волос?
В процессе смешивания 3-х первичных цветов в одинаковой пропорции получается ахроматический или, иными словами, нейтральный цвет. В теории это разные оттенки черного и серого, в зависимости от насыщенности цвета. Но в колористике вол? С ахроматическим называется натуральный цвет. Так, зная этот прием, можно нейтрализовать нежелательный оттенок волос или возвратиться к натуральному цвету.
Смешивание первичных цветов.
1. в процессе смешивания противоположных цветов также получается нейтральный цвет. Но важно отметить, что на практике смешивание цветов происходит не всегда в равных пропорциях по каждому цвету.
Смешивание противоположных цветов с одинаковой насыщенностью.
Смешивание противопожных цветов с разной насыщенностью.
Переход от одного цвета к другому производиться только по часовой стрелке. На рисунке хорошо видно, что от золотистого цвета можно перейти в медный, из медного в красный и т. д. против часовой стрелки переходить в другие оттенки нельзя.
Смешивание цветов в колористике.
Смешивание цветовой производится по часовой стрелке.
Насыщенность цвета обязательно должна учитываться в процессе окрашивания волос. При чем, как насыщенность изначального цвета волос, так и насыщенность цвета, который наносится на него. Насыщенность этих двух цветов должна максимально совпадать, иначе можно получить нежелательный цвет или еще более его усилить.
Градация цветов по насыщенности.
Зная эти несложные правила, вы даже не будучи профессиональным стилистом, сможете не только правильно подбирать цвет волос, но и предугадывать полученный в процессе окрашивания цвет.
Что касается смешивания нескольких цветов в одной прическе, то можно отметить, что цветовые гаммы в колористике применимы также, как и в других сферах. Я_парикмахер парикмахер статья@Gazetap.
Колористика в искусстве парикмахера базируется на теории цветового круга. Человеческий глаз способен различить и уловить огромное количество всевозможных полутонов и оттенков. Но, все они базируются на трёх основных цветах:
- красный;
- жёлтый;
- синий.
При смешивании этих красок в разных пропорциях, можно получить другие варианты цветов и оттенков.
Этот цветовой круг стал отличным подспорьем в работе парикмахера, помогая им подобрать соответствующий колор при окрашивании волос. Помимо этого, с его помощью можно исправить допущенные ошибки и нейтрализовать неудачный результат.
При работе с кругом Освальда, необходимо строго придерживаться следующих позиций:
- колеры, находящиеся по соседству в вершинах треугольника, отлично гармонируют между собой;
- если надо нейтрализовать неудачно полученный цвет при окраске волос, то выбирается тот, что напротив.
К примеру, если обесцвечивание локонов было произведено неудачно и появился жёлтый отлив, то нейтрализовать его сможет сиреневый пигмент, который идёт напротив. Такие колера называются дополняющими. Вся цветовая палитра в круге условно разделяется на тёплые и холодные тона. Кроме этого, существуют первичные, вторичные и третичные цвета.
Первичные цвета
Самым мощным цветом в круге Освальда считается синий, относящийся к холодной гамме. Следует помнить, что при разбавлении этим цветом любую краску, она становится насыщеннее и темнее.
Вторым по значимости идёт красный колор, который при смешивании с синим даёт краску более светлого оттенка.. Если же его смешивать с жёлтым, то наблюдается противоположная картина.
Самым слабым по силе воздействия, считается жёлтый тон. Соединяя его с другими цветами, они приобретают большую яркость и насыщенность.
Вторичные оттенки
Подобная цветовая категория получается путём смешивания в равных пропорциях цветов из первой категории. Вот получаемый результат такого синтеза:
- синий+красный=фиолетовый;
- синий+жёлтый=зелёный;
- красный+жёлтый=оранжевый.
Когда в замес включается один первичный и один вторичный колер, то по итогу получается третичный цвет. Все остальные варианты комбинаций цветовой палитры относятся к категории сложных. На круге Освальда можно наглядно ознакомиться со всеми приведёнными выше цветовыми комбинациями. Круг поделён на 12 самостоятельных секторов, где первичные тона имеют по отношению друг друга угол в 120 градусов. Все остальные же распределены между ними.
Недаром, вся цветовая палитра опирается всего на три цвета, и круг Освальда в парикмахерском искусстве - просто находка.
Цветовые вариации красок для волос
Чтобы охарактеризовать любой краситель для волос, необходимо отталкиваться от двух основных понятий: глубины и направленности.
Глубина тона определяется по специальной шкале, от тёмного к светлому. В популярных красках серии Эллон, такая градация выглядит следующим образом:
Под цветовым направлением понимается концентрация оттенков с одним доминантом.
Колористика для Парикмахеров теория. Что такое колористика?
Колористика – это наука, изучающая принципы гармоничного смешивания цветов и оттенков. В рамках обучения парикмахерскому искусству эта наука помогает правильно подбирать и комбинировать тона при окрашивании – так, чтобы причёска идеально сочеталась с лицом, внешностью и имиджем клиента.
Ещё в древности учёные занимались изучением цвета, и он стал основой для многих научных теорий и открытий. Цветоведение было тесно связано с физикой, химией, искусством, философией и эстетикой. В начале 20 века лауреат Нобелевской премии В. Оствальд провёл систематизацию цветов, представив их на окружности со спектральными сегментами. Данная схема позволила создать цветовой круг – идеальную модель колористической гармонии.
Круг Оствальда представлен основными и промежуточными цветами:
- Основные цвета – это красный, синий и жёлтый (если их смешать между собой, можно получить все остальные цвета).
- Вторичные цвета – те, что получаются в результате смешивания двух основных цветов. К примеру, зелёный – это комбинация жёлтого и синего, а оранжевый представляет собой смесь красного и жёлтого.
- Третичные цвета образуются при смешении основного и вторичного цвета. Например, сиреневый – это синий и фиолетовый, а бирюзовый – это синий и зелёный.
При прочтении цветового круга важно учитывать 2 особенности:
- Цвета, находящиеся рядом (в вершинах треугольника), хорошо гармонируют друг с другом.
- Чтобы устранить нежелательный цвет при окраске волос, необходимо выбрать тот оттенок, который расположен на круге напротив ошибочного колера.
Допустим, во время мелирования на локонах появилась нежелательная желтизна и её необходимо нейтрализовать. Сделать это можно с помощью цветового круга. Выбираем цвет напротив жёлтого и наносим его на волосы.
Таким образом, колористический круг – незаменимый инструмент всех парикмахеров, позволяющий грамотно подбирать нужные колеры, составлять из них комбинации и убирать нежелательные тона при окрашивании.
Колористика для Парикмахеров теория задачи. Для чего важно уметь составлять и решать колористические задачи?
Все парикмахеры колористы разговаривают на своем языке. Колористические задачи, это стандарты которые отличают колориста высокого уровня от любителя.
Когда вы придете устраиваться в элитный салон красоты вас попросят решить колористическую задачу. Они не будут смотреть ваши дипломы, и не захотят знать сколько лет вы в профессии. С вас потребуют прямое доказательство того, что вы специалист высокого уровня.
Проверьте себя.
Представьте, что вы пришли устраиваться на работу и перед вами поставили простую задачу.
Натуральная база: 6.0
70% седины.
Волос пористый, поврежденный.
Цвет по длине и на концах: 9.3
Желаемый результат: 8/06
У вас есть 15 минут на то, чтобы решить эту задачу. Время пошло.
Напишите свой вариант решения в комментариях.
Цвета спектра отображены в круге, который применяется в основной теории колористики для парикмахеров. На нем продемонстрировано, как один тон перетекает в другой. Его можно применять для того, чтобы установить, как тон волос будет смотреться, а также как откорректировать ненужные тона и безупречно затонировать локоны. С поддержкой круга можно достичь оптимальных цветовых комбинаций и мягко перейти от одного нюанса к другому.
- Красный, синий, желтый – это ключевые тона.
- Фиолетовый, зеленый, оранжевый – второстепенные.
- Красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленоватый, желто-зеленоватый, желто-оранжевый – третичные тона.
- Желтый и фиолетовый, синий и оранжевый, красный и зеленый – нейтрализующие друг друга.
Вторичные тона состоят из комбинации двух ключевых цветов. Теория колористики для парикмахеров отмечает, что для того, чтобы создать второстепенные тона, необходимо выяснить среднюю точку между двумя главными расцветками на цветном колесе. Таким образом, к примеру, тон между красным и индиговым в цветном круге - фиолетовый. Колор между красным и золотым - ярко-оранжевый, а между янтарным и голубым - зеленый.
Третичные тона выходят из комбинаций первичного и вторичного цветов. Смотря на цветное колесо, можно понять, что желто-оранжевый считается третичным цветом, так как он располагается между главным цветом (желтым) и второстепенным цветом (оранжевым).
Теория колористики для парикмахеров показывает, что нейтрализующие цвета при комбинировании, как правило, формируют бурые. Они находятся в парах противоположностей на цветовом колесе, таким образом - красный и зеленый, синий и ярко-оранжевый, желтый и сиреневый. Эти тона уравновешивают друг друга и могут применяться для корректировки погрешностей окрашивания. К примеру, в случае если тон содержит ненужные пунцовые тона, то зеленый может быть использован с целью его нейтрализации. Подобным образом действуют и сиреневые тоники для нейтрализации желтизны на выбеленных волосах. Очень важно принимать во внимание глубину тона. Так, 2 тона должны быть одной и той же насыщенности и балансировать друг друга.
Для примера возьмем фиолетовый тонер для осветленных волос. Если применять слишком глубокий тон, то локоны станут окрашены сиреневым, а в случае если тон будет очень легким, то локоны будут иметь желтоватый оттенок. Как правило, лучше промахнуться во вторую сторону, так как проще дополнить тон, нежели забрать его.
Также смешивание двух нейтрализующих цветов, таких как красный и зеленый, дает коричневый.
Колористика – это наука, которая занимается изучением природы цветов и оттенков, порядка их смешивания и гармонии. Для успешного стиля недостаточно выполнить качественную стрижку и провести укладку. Если клиент хочет кардинально изменить себя, потребуется окраска, а иногда даже мелирование волос. Профессионал, оказывающий эти услуги, должен суметь сразу определить, подойдет ли выбранный тон тому или иному человеку, будет ли это гармонировать с его лицом и имиджем. Как раз для оттачивания этих навыков и необходимо знать основы колористики.
Как научиться гармонично сочетать тона
Если вспомнить, образование разных цветов напрямую зависит от преломления луча света. Еще ученый Исаак Ньютон впервые описал этот процесс, назвав его явлением дисперсии. Значит, без прочных ориентиров научиться красиво смешивать тона, полагаясь на случай, невозможно. Конечно, каждый клиент индивидуальность и нужен чуткий подход. Однако, подобно тому, как невозможно нарушить закон гравитации, невозможно быть очаровательной, не следуя основным принципам сочетания цветов.
Миллионы оттенков, которые может уловить человеческий глаз, есть результат комбинации нескольких цветов в разных пропорциях. Основными цветами для образования всей гаммы являются:
- желтый;
- красный;
- синий.
Теория цветоделения, сформированная ученым Оствальдом, до сих пор помогает парикмахерам правильно подбирать цветовую гамму волос, а также эффективно бороться с нежелательными оттенками после мелирования или обесцвечивания волос. Цветовой круг, составленный согласно принципам этой теории, указывает на следующие факторы:
- цвета, расположенные рядом во главе треугольника, всегда будут хорошо сочетаться между собой;
- чтобы избавиться от нежелательного оттенка, полученного в результате осветления, нужно воздействовать на волосы тоном, находящимся четко напротив нежелательного.
Например, если, проведя мелирование, вы обнаружили эффект желтизны, с ним можно быстро справиться, нанеся микстон того цвета, который находится напротив желтого. Если обратить внимание на цветовой круг, вы увидите, что там расположен фиолетовый цвет. Практика доказывает, что принципы, заложенные в эту теорию, всегда безошибочно работают на волосах всех типов. Вместо того чтобы добиваться успеха методом проб и ошибок, лучше воспользоваться знаниями и навыками профессионалов и ученых-исследователей.
Классификация цветовых уровней
Деление всех цветовых оттенков на три основных неслучайно. Даже человеческие волосы содержат в себе именно эти три базовых цвета. В зависимости от насыщенности волос, внутри них отличается только количество определенного пигмента.
Все цветовые уровни распределены от 1 до 10, где 1 – черный, а 10 – самый светлый блонд. Как в этой градации распределяется расположение пигментов:
- в тонах с 1-3 преобладает синий с небольшими включениями красного. Такое смешивание дает темно-коричневые и каштановые тона. Желтый пигмент незаметен;
- тона с 4-7 содержат в себе большее количество красного пигмента. Желтый и синий пигмент содержится в таких волосах лишь в небольших количествах, что и обуславливает многогранность оттенков в этом диапазоне;
- с 8-10 уровни преобладает исключительно желтый пигмент.
Интересно, что пигменты желтого цвета являются наименьшими по размеру и расположены глубже всего в волоске. Именно из-за этого при мелировании или окрашивании в светлый цвет часто возникает желтизна, с которой парикмахер должен бороться.
Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов. Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета - это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.
Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 - это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка. Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.
Комплиментарные (дополнительные) цвета.
Комплиментарными, или дополнительными, контра стными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.
Классическая триада.
Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.
Аналоговая триада
Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй - поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.
Контрастная триада
Контрастная триада - вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
Прямоугольная схема
Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых - комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные - вспомогательными.
Квадратная схема.
Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.
Шестиугольная схема.
Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.
Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.
Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый - фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными. Красно-оранжевый, - самый теплейший, а сине-зелёный, - самый холодный цвет.
Зная основы колористики и правила сочетания цветов, вы без труда сможете составить удивительные композиции, где каждая деталь будет удачно гармонировать с соседней. Наверняка, вам иногда приходилось замечать, что красивое изделие или букет можно запросто испортить одним неудачно добавленным цветом. Чтобы такого не случилось, на помощь придут законы колористики – науке о цвете: следуя несложным правилам, ваши поделки станут образцом отличного вкуса.
Колористика – наука о гармонии цвета
Колористика - наука о гармонии цвета, содержащая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, контрастах, смешении цветов, колорите и цветовой гармонии.
Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе позволяют работать с широкими палитрами цветов и составлять те или иные сочетания для достижения определенного эмоционального состояния.
Сочетания цветов в колористике между собой могут быть контрастными, дополнительными, монохроматическими (комбинации оттенков различной яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета), родственными, родственно-контрастными и нейтральными.
Принципы колористики успешно применяются во всех сферах, близких к изобразительному искусству и творчеству, в том числе и во флористике.
При сочетании контрастных оттенков в букете цветы лучше всего разделить зеленой листвой или же небольшими цветками промежуточных и нейтральных окрасок, обеспечивающих плавный переход от одного активного цвета к другому. Наиболее гармоничные контрастные сочетания - оранжевый с синим, фиолетовый с желтым, красный с зеленым.
Хорошо смотрятся букеты в монохроматической гамме, например композиция с тонким переходом от алого цвета через насыщенный розовый к бледно-розовому.
Основные и вторичные цвета в колористике
Три основных цвета колористики – это желтый, красный и синий. Если смешивать все три базовых цвета, то, в зависимости от их концентрации, образуются серые тона той или иной интенсивности.
Из основных получаются вторичные (составные) оттенки:
желтый+ красный = оранжевый;
красный + синий = фиолетовый;
синий + жёлтый = зелёный.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с основными. Затемняя или осветляя эти тона в большей или меньшей степени, мы получаем всю возможную гамму оттенков.
Белый цвет - цвет чистоты, поэтому он обязательно присутствует в свадебном букете. Букет невесты обычно составляется из цветов, сочетающихся с белыми и выгодно оттеняющих их: розовых, бледно-желтых, светло-зеленых.
Мягко и гармонично смотрятся композиции из цветов, окрашенных в приглушенные, неброские тона.
Многоцветная гармония возникнет в букете, если при его составлении вы используете три и более красок, которые в колориметрическом круге находятся на равных расстояниях друг от друга. Так, например, вы можете сочетать в одном букете цветы с желтой, синей и красной окраской или фиолетовые, оранжевые и зеленые растения.
Видео Колористика волос для новичков. 3D окрашивание.
Еще один важный для окрашивания прядей параметр - фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.
Окрашивание - это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.
Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.
Важный момент! Каждой глубине тона свойствен свой фон осветления.
Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:
- 1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.
- 5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни - смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.
- На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.
Возможные действия с фоном осветления:
- нейтрализация - если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
- дополнительное осветление, повышение глубины цвета - если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
- усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.
Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.
Рассмотрим на практике: клиент выбрал краску светлых оттенков, но волосы окрашены темным стойким красителем. Нанесение выбранного красителя на предыдущий не даст желаемого осветления. Для успешного результата необходимо удалить искусственный пигмент из волосяного стержня (получить только ФО), а потом использовать светлую краску.
Тайны цвета давно волновали людей. Еще в древние времена он получил свой символический смысл. Цвет стал основой многим научным открытиям. Он не только повлиял на физику или химию, но и стал важным для философии и искусства. Со временем знания о цвете становились все шире. Начали появляться науки, которые занимаются изучением этого явления.
Понятия
Первое, что следует упомянуть - основы цветоведения. Это наука о цвете, которая содержит систематизированную информацию разных исследований: физики, физиологии, психологии. Эти сферы изучают феномен оттенков, объединяя полученные результаты с данными по философии, эстетике, истории, литературе. Ученые с давних времен исследовали цвет как культурное явление.
А вот колористика представляет собой более углубленное изучение цвета, его теорию и применение человеком в разных сферах деятельности.
Историческая основа
Немудрено, что эти науки издавна волновали людей. Конечно, тогда еще не было таких понятий, как "цветоведение" и "колористика". Тем не менее цвету придавалось огромное значение в культуре и развитии народов.
История может нам представить огромный пласт знаний об этом. Поэтому учеными принято разделять все это время на два этапа: период до 17 века и время с 17 века до наших дней.
Становление
Начиная путешествие по истории колористики, нужно вернуться к Древнему Востоку. На тот момент существовало 5 основных цветов. Они символизировали четыре стороны света и центр земли. Китай выделялся особой яркостью, натуральностью и многоцветием. Позже все преобразилось, и в культуре этой страны начала наблюдаться монохромная и ахроматическая живопись.
Еще более развитыми в этом плане были Индия и Египет. Здесь наблюдалось две системы: троичная, которая содержала основные на тот момент цвета (красный, черный и белый); а также ведичная, основывалась на ведах. Последняя система была углублена в философию, поэтому в ней встречается красный, символизирующий восточные лучи Солнца, белый - лучи Юга, черный - лучи Запада, очень черный - лучи Севера и невидимый - центр.
В Индии большое значение уделяли оформлению дворцов. Путешествуя по миру, и сейчас можно заметить, что часто использовали белый, красный и золотой. Со временем к этим оттенкам стали добавлять желтый и синий.
Религия в цвете
Западная Европа в Средние века смотрела на основы цветоведения со стороны религии. На тот момент стали появляться другие оттенки, которые ранее не принимали за основные. Белый стал символизировать Христа, Бога, ангелов, черный - подземный мир и Антихриста. Желтый означал просветление и деяния Духа Святого, а красный - Кровь Христа, огонь и солнце. Синий символизировал небо и обитателей Бога, а зеленый - пищу, растительность и земной путь Христа.
В это время на Ближнем и Среднем Востоке с колористикой происходит то же самое. Тут влияние получает Ислам. В основном значение цветов остается неизменным. Единственное, зеленый становится основным и символизирует райский сад.
Перерождение
Цветоведение и колористика снова трансформируются. Перед вторым этапом приходит эпоха Ренессанса. В это время Леонардо да Винчи провозглашает свою систему цветов. Она состоит из 6 вариантов: белый и черный, красный и синий, желтый и зеленый. Таким образом, наука постепенно приближается к современному понятию цвета.
Ньютоновский прорыв
17 век - это начало нового этапа в классификации. Ньютон использует спектр белого цвета, где обнаруживает все хроматические цвета. В науке появляется совсем другое видение на этот счет. Тут неизменно остается красный, к которому добавляется оранжевый, есть тут и зеленый с синим, но вместе с ними обнаруживаются голубой и фиолетовый.
Новые теории
19 век в Европе приводит нас к натурализму и импрессионизму. Первый стиль провозглашает полное соответствие и тонов, а второй основывается лишь на передаче образов. В это время появляется живопись с основами цветоведения.
После возникает теория Филиппа Отто Рунге, который распределяет систему по принципу глобуса. По экватору «земного шара» расположились чистые основные цвета. Верхний полюс занимает белый цвет, нижний - черный. Остальное место занимают смеси и оттенки.
Система Рунге очень просчитанная и имеет место быть. Каждый квадрат на глобусе имеет свой «адрес» (долгота и широта), поэтому может быть определен путем исчисления. По стопам этого ученного пошли и другие, кто старался усовершенствовать систему и создать более удобный вариант: Шеврёль, Гольц, Бецольд.
Истина рядом
В эпоху модерна ученые смогли приблизиться к истине и создать современную цветовую модель. Этому способствовали и особенности самого стиля времени. Творцы создают свои шедевры, уделяя большое значение цвету. Именно благодаря ему можно выразить свое видение искусства. Цвет начинает объединяться с музыкой. Он получает огромное количество оттенков, даже в случае с ограниченной палитрой. Люди научились различать не только основные цвета, но и тон, затемнения, приглушения и т. д.
Современное представление
Основы цветоведения привели человека к тому, что он упростил предыдущие попытки ученых. После глобуса Рунге, существовала теория Оствальда, в которой он задействовал круг с 24-мя цветами. Ныне этот круг остался, но сократился в два раза.
Ученый Иттен смог разработать идеальную систему. Его круг состоит из 12 цветов. На первый взгляд система достаточно непростая, хотя разобраться с ней можно. Основных цветов тут по-прежнему три: красный, желтый и синий. Есть составные цвета второго порядка, которые можно получить смешиванием трех основных: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Также сюда входят и составные цвета третьего порядка, которые можно получиться смешиванием основного цвета с составными второго порядка.
Суть системы
Главное, что необходимо знать о круге Иттена - это то, что данная система создана не просто для того, чтобы правильно классифицировать все цвета, но и для того, чтобы гармонично их объединять. Основные три цвета, желтый, синий и красный, расположены в треугольнике. Эта фигура вписана в круг, на основе которого ученый получил шестиугольник. Теперь перед нами появляются равнобедренные треугольники, которые помещают в себя составные цвета второго порядка.
Чтобы получить правильный оттенок, необходимо сохранять равные пропорции. Чтобы получить зеленый, нужно объединить желтый, синий. Чтобы получить оранжевый, нужно взять красный, желтый. Чтобы получился фиолетовый, смешиваем красный и синий.
Как уже говорилось ранее, достаточно непросто постичь основы цветоведения. формируется по следующему принципу. Вокруг нашего шестиугольника рисуем круг. Делим его на 12 равных секторов. Теперь нужно заполнить ячейки с основными цветами и второстепенными. На них будут указывать вершины треугольников. Пустые места нужно заполнять оттенками третьего порядка. Их, как уже говорилось ранее, получают при смешивании основных и второстепенных цветов.
Например, желтый с оранжевым создадут желто-оранжевый. Синий с фиолетовым - сине-фиолетовый и т. д.
Гармония
Стоит отметить, что круг Иттена не просто помогает создавать цвета, но и выгодно их сочетать. Это нужно не только художникам, но и дизайнерам, модельерам, визажистам, иллюстраторам, фотографам и т. д.
Сочетание цветов могут быть гармоничными, характерными и нехарактерными. Если взять противоположные оттенки, они будут выглядеть гармонично. Если выбрать цвета, которые занимают сектора через один, то получаются характерные сочетания. А если выбрать родственные цвета, которые расположились в круге друг за другом, то получатся нехарактерные соединения. Эта теория относится к сектору из семи цветов.
В кругу Иттена этот принцип тоже работает, но несколько иначе, так как стоит учитывать, что оттенков здесь 12. Поэтому, чтобы получить двухцветную гармонию, следует взять тона, находящиеся друг против друга. Трехцветная гармония получается в случае, если в круг вписать по такому же методу получается прямоугольная гармония, но внутри мы вписываем прямоугольник. Если поместить в круг квадрат, получится четырехцветная гармония. Шестиугольник отвечает за шестицветное сочетание. Помимо этих вариантов, существует аналоговая гармония, которая образуется, если мы берем хроматические цвета желтого оттенка. Например, так мы можем получить желтый, желто-оранжевый, оранжевый и красно-оранжевый.
Свойства
Стоит понимать, что существует и несовместимые цвета. Хотя это понятие достаточно спорное. Все дело в том, что, если взять ярко-красный и такой же зеленый, выглядеть симбиоз будет очень вызывающе. Каждый из них старается доминировать над другим, из-за чего получается диссонанс. Хотя такой пример вовсе не значит, что невозможно гармонично сочетать красный и зеленый. Для этого нужно понимать свойства цвета.
Цветовой тон - это совокупность оттенков, которые относятся к одному и тому же Насыщенность - это степень блеклости. Светлота - это приближение оттенка к белому и наоборот. Яркость - это степень близости оттенка к черному.
Также разделяют хроматические и ахроматические цвета. Ко вторым относятся белый, черный и оттенки серого. К первым - все остальные. Все эти свойства могут повлиять на сочетаемость и гармонию оттенков. Если сделать зеленый менее ярким и немного блеклым, а красный сделать спокойнее, за счет увеличение светлоты, то эти два якобы несочетаемых оттенка смогут гармонично объединиться.
Детский взгляд
Основы цветоведения для детей должны быть построены в игровой форме, как, в принципе, и все обучение. Поэтому стоит вспомнить знаменитую фразу о спектральных цветах: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Для тех взрослых, кто незнаком с этим детским лайфхаком, нужно пояснить, что первая буква каждого слова в этом предложении обозначает название тонов в спектре. То есть во главе у нас красный, потом оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это те цвета, которые входят в радугу в такой же последовательности. Поэтому первым делом с ребенком рисуйте радугу.
Когда малыш совсем маленький и, конечно же, не знает, что такое основы цветоведения, лучше покупать ему раскраски с примерами. Это делается для того, чтобы ребенок не разукрашивал небо в коричневый, а траву в красный. Чуть позже вы убедитесь, что малыш сможет самостоятельно определить цвета, но предварительно лучше с ним оговорить возможные варианты.
Эмоции
Уже очень давно ученые смогли понять, что любой оттенок основного цвета может влиять на эмоции человека. Впервые об этом заговорил Гете в 1810 году. Позже ученые выяснили, что психика человека связана с внешней реальностью, а значит, тоже может влиять на эмоции.
Следующим этапом в этом исследовании стало обнаружение того, что за каждым тоном закреплена определенная эмоция. Причем проявляется эта теория практически с самого рождения. Также стало понятно, что существует некий цветовой код, который относят к ряду эмоций. К примеру, грусть, страх, утомление, все можно описать черным или серым цветом. А вот радость, интерес, стыд или любовь обычно связывают с красным оттенком.
Помимо психологического влияния цвет изучали под клиническим наблюдением. Оказалось, что красный возбуждает, желтый бодрит, зеленый уменьшает давление, а синий успокаивает. Также все зависит от свойства оттенка. Если это спокойный красный, то он может символизировать радость и любовь, если темный и яркий - то кровь и агрессию.
Основы цветоведения и колористика - очень сложные науки. Их трудно до конца понять, так как все здесь достаточно относительно и субъективно. На одного человека цвет может влиять по-разному, какие-то люди и вовсе не подвластны оттенкам. Какому-то художнику может казаться сочетание фиолетового и желтого очень гармоничным, другому - отвратительным и противоречивым.
Что такое колористика волос и для чего она нужна? В настоящее время уже никого не удивишь привычным окрашиванием волос, поэтому модным трендом считается использование нескольких оттенков. Но подбор тонов – это процесс сложный и требует определённого навыка, этим занимается наука колористика.
О цвете
Для того чтобы получить желаемый результат при окрашивании следует знать основы колористики и понимать химические процессы происходящие во время смешивания различных красок.
В первую очередь гармоничное сочетание цвета лежит в основе теории о цветовом круге, где все тона различаются на первичные, вторичные и третичные.
При смешивании первичного колера, это — синий, красный и жёлтый – можно получить большую гамму оттенков. Для этого достаточно правильно рассчитать пропорцию между ними. Теория цветового круга заключается в том, что она помогает подобрать нужную гамму, а также нейтрализовать нежелательный оттенок.
Как работать с цветовым кругом?
Для правильной работы необходимо придерживаться следующих правил:
- Цвета, расположенные в вершинах треугольника удачно гармонируют между собой.
- Для нейтрализации нежелательного оттенка следует взять цвет, расположенный строго напротив.
Первичные цвета
Их 3 (синий, красный, жёлтый) и они при окрашивании являются доминантными. Самым активный из них – это синий , при смешивании его с другими получается устойчивый холодный колер, а сам цвет будет темнее и глубже.
Цветовой круг с тремя основными цветамиВторым по стойкости считается красный . При его добавлении к синему получается светлый тон. При смешивании с жёлтыми оттеками цвет придаст глубины и сделает цвет темнее.
Жёлтый – менее активный из предыдущих, его соединяют с другими для того чтобы немного разбавить основной тон и сделать его светлее.
Вторичные цвета
Представляют собой смешанных в равных долях первичные 3 цвета, это синий, красный, жёлтый. Таким образом, получается:
- соединение синего с красным – фиолетовый оттенок;
- синего с жёлтым – зелёный;
- красного с жёлтым – оранжевый.
Подобные колеры используются для экстравагантных причёсок, например, колорирование, где присутствует гамма различных оттенков вплоть до 20 тонов.
Третичные цвета
Создаются путём смешивания одного первичного и вторичного колера. При этом получается очень разнообразная гамма: жёлто-зелёный, красно-оранжевый, сине-фиолетовый и т.д.
Деление цвета на уровни
Основываясь на знании цветового круга и применение теории на практике при окрашивании, нельзя забывать, что человеческие волосы уже содержат в своей структуре естественную пигментацию, от насыщенности которой зависит конечный результат.
Уровень цвета в колористике подразделяется на сектора и в соответствии с этим производится подбор оттенка.
Цветовые уровниДиапазон от 1 до 3-х находятся светлые тона;
от 4 до 7 – диапазон русых и коричневых;
8 – 10 – характеризуется тёмными оттенками.
Таким образом, по упаковке краски можно легко определить диапазон, номер, идущий первым — указывает на её тон, второй – процентное содержание красящего состава, третий – цветовой диапазон.
Например, № 8. 54. Говорит о том, что оттенок тёмно-рыжего цвета, уровень осветления золотистого тона.
Комбинирование цвета в колористике
Кроме основных цветов, существуют родственные, оттенки, это те, которые в цветовом круге располагаются друг с другом. Их смешивание поможет сделать тон гармоничным.
Монохромное сочетание
Представляют собой оттенки, взятые из одной гаммы, но различающиеся между собой по светлости и насыщенности. Они не создают контраст при окрашивании и помогают добиться ровного перехода от одного тона к другому.
Ахроматическое сочетание
Это однотонные колеры, к таким относят белый + серый (пепельный) тон. Смотрится гармонично, лишены яркости, создают ненавязчивый образ.
Состав красителей
Все краски для волос содержат 4 основным пигмента:
- Красный;
- Синий;
- Серо-зелёный;
- Жёлтый.
В зависимости от цвета они находятся в различных пропорциях, но присутствуют всегда.
Подготовка перед окрашиванием
Для оптимального результата следует провести подготовительную процедуру:
- Определить диапазон натуральных волос;
- Выбрать цвет, который должен получиться;
- Провести осветление, если это требуется;
- Найти оттенок, используя цветовой круг который может нейтрализовать тон, если результат не оправдает ожидания;
- Смешать краски в нужной пропорции, руководствуясь рекомендациями цветового круга.
Краткий итог
Знание основы колористики – это основной ключ к грамотному смешиванию цветов и применение многоцветного окрашивания на практике. Также можно добиться желанного оттенка, нейтрализовать тон или перекрасить локоны в другой колер, не причиняя вред волосам.