Программа обучения 4 х летнего ребенка. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Память – не только зрительная
Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие.
Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.
С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».
Программа и планирование развивающих занятий
Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.
Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.
Тематический материал:
Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:
- развитие речи и обучение грамоте;
- математика и логика;
- творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
- физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
- расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
- художественная литература.
Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.
Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.
План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
развитие речи | Описание игрушки | Составление рассказа по картинке | Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу» | |||
обучение грамоте | Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | |||
математика и логика | Раньше, позже | Число и цифра 4 | Квадрат | |||
творчество | Аппликация «Светофор» | Рисование пальчиковыми красками | Лепка из соленого теста | Конструирование из бумаги | Игры с конструктором | Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению |
физическое развитие | Игры с мячом | Упражнения на фитболе | Бассейн (или посещение спортивной) секции | Подвижные игры | Бассейн (или посещение спортивной) секции | |
расширение кругозора | Правила дорожного движения | Признаки зимы. Зима в лесу. | Свойства воды. Игры со льдом. | |||
художественная литература | Чтение народной сказки | Разучивание потешки | «Зимовье зверей» сказка | Знакомство с жанром рассказ | Рассказы Носова |
В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.
Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.
Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.
В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.
Какие задания подойдут для детей 4-5 лет
В статье: « » уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:
- употребление предлогов;
- ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
- понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
- употреблять существительные по числам;
- считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
- проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.
Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.
Развивающие пособия 4+
Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.
К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.
Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».
Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».
Чтение по азбуке и учебники по математике
Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.
Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.
Тематический материал:
Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».
Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.
Задания в картинках
Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.
Изучаем право и лево
Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.
Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.
Математика
Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.
А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.
Развитие речи
По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.
Логика
Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».
Или закончить логический ряд.
Картинки для занятия о космосе
Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.
Упражнения и игры
В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.
Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.
Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.
Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.
Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.
Ясельный возраст малыша остался позади. Ребенок растет, радуя свою семью новыми умениями. Иногда он ленится, не справляется, порой плачет и нервничает. Но нужно ли вмешиваться в ребячьи забавы и помогать чаду играть и развиваться? Ответ однозначный: «Да!». Лучше, если родители будут активно участвовать в развитии ребенка. Исследования показывают, что более счастливые, общительные и приспособленные к обществу детки вырастают в семье, где мама и папа уделяли ребенку достаточно времени: вместе играли, рисовали, лепили, клеили. Поэтому лучше отложить подальше свои дела, выключить телевизор и заняться развитием самого главного человечка!
Умения
Современные методики предлагают родителям массу развивающих игр. Чтобы не потеряться в их разнообразии и выбрать подходящие, первое, что нужно определить, — для какой возрастной группы нужны занятия.
Больше всего внимания требуют малыши перед школой. Обычно это период 4—5 лет. Ребенок уже достаточно хорошо разговаривает и сам готов слушать и учиться. Но прежде чем выбрать развивающие занятия для детей 4—5 лет, необходимо разобраться, что они должны уметь в этом возрасте.
1. Определять положения предметов (вверху, справа, посредине).
2. Знать основные фигуры (круг, овал).
3. Уметь считать до 10. Считать предметы по порядку.
4. Расставлять предметы по счету.
5. Понимать сравнение предметов, называть их характеристику (толще, тоньше, большой, маленький).
6. Отличать цифры от букв.
Помощь родителям
Итак, малыш владеет всеми необходимыми навыками и готов к занятиям. С чего начать?
Подбирать занятия нужно по темпераменту ребенка. Если мама не справится сама, в этом ей сможет помочь специалист на индивидуальных занятиях. Иногда родители отдают предпочтения специальным центрам развития, где программу для детей составляет воспитатель-психолог. Большинство деток посещают сады, где тоже с ними играет воспитатель.
Но если малыш не посещает дошкольные заведения или мама хочет сама заниматься с ребенком, то ей придут на помощь развивающие занятия дома. А какие это? На что нужно обратить внимание, подбирая программы обучения?
Игровая форма
Первое, что нужно понять, — какие бы развивающие занятия для детей 4—5 лет ни выбрали родители, они должны преподноситься их ребенку только в форме игры. И никак иначе! В такой период детки отлично схватывают любую информацию, если она их увлекает. А как еще заинтересовать шалунишку, если не забавной игрой?
Упражнения и развивающие занятия для дошкольников
Пусть для начала это будут простые игры без всякой тематики. Можно принести карандаши или фломастеры и большой лист бумаги. Предложить малышу пофантазировать. Например, мама начинает рисунок, а ребенок заканчивает. Потом вместе посмеяться над готовым «шедевром». Хороший вариант — лепка или сборка конструктора. Также можно сделать с ребенком аппликацию, поиграть в настольную игру или даже разгадать кроссворд. Все это нужно, чтобы понять, что у крохи получается лучше всего. Ведь если выявить талант в таком раннем возрасте, будет реальная возможность его развивать, а возможно, и сделать профессией своего ребенка. Все взрослые знают, как важно заниматься в жизни любимым делом.
Другие занятия
Если такие простые игры наскучили ребенку или он не проявляет к ним интереса, можно поискать другие темы развивающих занятий.
1. Самое важное для любого ребенка — это физическое развитие. Родителям только нужно решить, чего они хотят: просто поддерживать здоровую форму своего чада или сделать его спортсменом. Опять же, ориентация на желание ребенка. Заниматься можно танцами, борьбой, ездой на велосипеде или самокате, катанием на роликах, плаванием, футболом. Есть еще масса вариантов.
2. Моторика. Пожалуй, так же важна, как и спорт. Можно строить кубики, конструктор, собирать пазлы, играть в песочнице, складывать камушки, лепить из пластилина или глины, рисовать мелками или освоить в том числе «кукольный театр».
3. Творческие развивающие занятия для детей 4—5 лет дают безграничную свободу для фантазии. Ребенка можно приобщить к любому виду искусства. Можно научить его рисовать, сочинять стихи, лепить, вырезать из бумаги, делать театральные постановки, петь и даже шить, вышивать и вязать, (но только при соблюдении техники безопасности и в присутствии взрослых!)
4. Если малыш уже готов для учебы, можно заняться с ним освоением букв и цифр, тем самым тренируя его речь. Вопреки убеждениям, что ребенок должен всему учиться в школе, лучше будет, если малыш пойдет в первый класс подготовленный. Так ему будет легче, он станет более уверен в себе, а, следовательно, меньше будет переживать.
5. Тренировка мышления, памяти, логики. Для этих целей можно учить стихи, читать и пересказывать тексты, называть цвета, формы и объемы предметов, разгадывать загадки и ребусы, собирать пазлы, играть в шашки и шарады.
6. Прекрасно, если ребенок изучит и правила этикета. Он должен научиться правильно здороваться, извиняться, благодарить, уступать место, помогать взрослым. Хорошо, когда мальчик знает, как должен вести себя джентльмен, а девочка учится быть леди. Как бы ни устарели эти понятия в современном мире, всегда приятно, когда ребенок хорошо воспитан и вежлив.
7. Некоторые родители не останавливаются только на этих распространенных методах и предлагают своим детям индивидуальные развивающие занятия на редкие темы. Например, они начинают знакомить своего ребенка с космосом, горами, реками или редкими животными, растениями. Чаще всего это происходит из-за спонтанного любопытства малыша или связано с профессией родителей. В любом случае, чем бы ни интересовался ребенок, никогда нельзя оставлять его вопросы без ответа. Он растет и хочет все знать. А задача взрослых — помочь ребенку в этом.
Заключение
И самое главное в любом занятии с малышом — остановиться нужно в том момент, когда ребенок устал и больше не хочет играть или потерял интерес к предмету учебы. Ни в коем случае не принуждать его к занятиям, иначе от них не будет смысла!
Безусловно, любое развитие ребенка, независимо от возраста и места, очень важно для его дальнейшей жизни.
От того, насколько хорошо и раскрепощенно он может общаться, как развита его речь, память и культура, зависит, каким человеком он вырастет. Однако не стоит превращать развивающие занятия для детей 4—5 лет в какую-то повинность или рутинную работу. Малыш сам должен регулировать время и продолжительность обучения. Игры должны нравиться именно ему, а не родителям. Только тогда он сможет полноценно наслаждаться процессом и расти счастливым и морально удовлетворенным ребенком!
Здесь представлены игры, задания и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления. Для детей и родителей, воспитателей и логопедов.
Задания для детей средней группы детского сада на тему «Пространство вокруг нас»
Задание 1
Раскрась предмет, который находится в правом верхнем углу листа, синим цветом, в правом нижнем - зелёным, в левом нижнем - красным, в левом верхнем - жёлтым, в середине листа - оранжевым.
Задание 2
Раскрась птичек, которые летят выше облака, синим цветом, ниже облака - зелёным цветом. Какие птицы летят направо, а какие - налево?
Задание 3
Покажи рисунок, где банан под яблоком и над вишней; где вишня над яблоком и под бананом; яблоко под бананом и над вишней. Расскажи, как расположены фрукты на других картинках. Раскрась одинаковые фрукты одним цветом.
Задание 4
Расскажи, где сидит петушок, где сидит кот, где сидит курочка, где находится дом, где стоит дерево. Раскрась картинку.
Задание 5
Раскрась игрушку, которая слева от мячика, красным цветом, справа от мячика - жёлтым, сверху - синим, а снизу - коричневым. Остальные игрушки раскрась в любые цвета.
Задание 6
Раскрась картинки: в верхнем правом углу - зелёным, в верхнем левом - красным, в нижнем правом - жёлтым, в нижнем левом - синим, посередине - оранжевым цветом. Остальные картинки раскрась, как хочешь.
Задание 7
Какая схема комнаты соответствует рисунку? Расскажи, где что стоит.
Раскрась подходящую схему.
Задание 8
Кто на карусели выше всех? Раскрась его корзинку синим цветом. Кто ниже всех? Раскрась его корзинку зелёным цветом. Кто между белкой и ёжиком? Раскрась его корзинку красным цветом. Расскажи, где находятся остальные зверята.
Задание 9
Расставь предметы по местам при помощи стрелок: кастрюлю - на стол, стакан - перед кастрюлей, ложку - справа от кастрюли, грушу - за кастрюлей, табурет - под стол, банан - слева от кастрюли, мяч - на табурет.
Задание 10
Нарисуй в левом верхнем квадрате цветок, в правом нижнем - грибок, в правом верхнем - яблоко, в левом нижнем - листочек, в левом квадрате среднего ряда - домик, в правом квадрате среднего ряда - грушу, в верхнем среднем квадрате - зонтик, в нижнем среднем квадрате - солнышко, в среднем квадрате - ёлочку.
Задание 11
Нарисуй на этой салфетке с левой стороны жёлтый цветок, с правой - синий, а посередине - красный.
Задание 12
Где расположено солнце?
В какую сторону едет машина?
С какой стороны у дома дверь?
В какую сторону бежит собака?
Где на рисунке расположен дом: справа или слева от ёлочки?
Задание 13
Назови, кто где живёт. Например, лягушка живёт между ёжиком и поросёнком, ёжик живёт слева от лягушки, над мышкой …
Раскрась этих животных.
Задание 14
Нарисуй слева от зайца мячик, справа от мишки - флажок, между мишкой и зайкой - кубик. Раскрась картинку
Задание 15
Нарисуй справа от машины ёлочку, слева от домика - берёзку, между машиной и домом - кустик. Раскрась картинку
Задание 16
Раскрась на этих рисунках только правые рукава и правые ботинки. Раскрась карман с левой стороны.
Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?
Речевые особенности детей 4-5 лет
Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.
Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.
Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.
Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.
Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста
Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:
- фонетическое;
- фонетико-фонематическое;
На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.
В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.
Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).
Как правильно проводить занятия дома
Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.
- Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
- Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
- Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
- должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
- Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
- Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
- Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.
В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.
Упражнения
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Пальчиковая гимнастика
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
- Веселые квакушки
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
- Шаловливый слоненок
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
- Хитрый питон
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
- Быстрая лошадка
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
- Гребешок
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
Светлана Чередниченко
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей 4–5 лет
Цель : Коррекция мелкой моторики , формирование представлений о цвете, форме, размере. Задачи : Учить различать правую и левую руку, вертикальное, горизонтальное расположение предметов. Развитие логического мышления.
Продолжительность занятий : 25 минут
Наполняемость группы : не более 10-12 человек
Материалы : набор геометрических фигур, игрушечная машина, рисунок лабиринта
Возраст : 4-5 лет
Ход занятия I .Организационный момент Вступительное слово педагог-психолог :
Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Педагог-психолог, - Какой сейчас занятие ?
Воспитанники : - Коррекционное занятие . II. Сообщение темы занятия Педагог-психолог : - Дети, сегодня на занятии мы отправимся в сказочную страну «Геометрических фигур» где живут различные геометрические фигурки, формы и цвета. Отправимся мы туда не одни, а помогать нам будет верный помощник. А кто будет! Вы, сейчас сами узнаете, отгадав мою загадку :
«Я веселый, озорной бываю простой и цветной!»
Карандаш
Педагог-психолог - Дети кто это!
Воспитанники : - Карандаш!
II. Физическая минутка
Цель : активизируют деятельность мозга, сердечнососудистой и дыхательной системы.
Как живёшь? – Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
А бежишь? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
Как даешь? – Вот так!
А берёшь? - Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
А грозишь? – Вот так!
III. Упражнение на массаж пальцев и ладоней
Цель : активизируют деятельность мозга, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Педагог-психолог : - А чтобы они у нас были подвижными, хорошо писали и рисовали, мы сейчас разомнем наши пальчики. Массаж.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
Растирание пальцев с тыльной сторон
Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны,
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
Растирание пальцев с внутренней стороны
Чтобы крепкой быть ладошке –
Помассируем немножко :
Десять раз понажимаем
И ладошки поменяем.
Массаж ладони с тыльной стороны
Вот веселые цыплятки
В огород пришли на грядку.
Они радостно идут,
Быстро зернышки клюют.
Массаж ладони с внутренней стороны (картинка)
Вот уже друзья – цыплятки
На другую влезли грядку.
Там клюют ребятки зерна
Также смело и проворно.
Похлопывание ладони кончиками пальцев с обеих сторон
VI. Дидактическая игра дом.
Цель : Формирование представлений о форме, размере. Вертикальное, горизонтальное расположение предметов.
Материалы : набор геометрических фигур.
Мы сейчас построим дом
Десятиэтажный,
Не кирпичный будет он,
Но и не бумажный.
Он высок, внизу гараж.
Из чего же домик наш?
Дети, давай вместе с Вами построим дом! Берите геометрических фигур - это наши строительные материалы и начнем строительство. Где треугольник и конус – это крыша.
V. Лабиринт с секретом
Цель : коррекция мелкой моторики , выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Материалы : игрушечная машина, рисунок лабиринта
У лабиринта есть вход и выход, между, которым надо для начала найти кратчайший путь, начертив его простым карандашом. Пройдя лабиринт, вы получите красочную картинку. Закрасив весь маршрут разными цветами, вы получите красочную картинку. Квадратики, не попавшие на линию, красить не нужно.
VI. Итог занятия
Педагог-психолог : - С какими геометрическими фигурами мы познакомились на занятии ?
Воспитанники : – Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
Педагог-психолог : - Кто был сегодня на занятии нашем помощником ?
Воспитанники : – Карандаш!
Педагог-психолог : - Для чего мы проводим упражнения с пальчиками?
Воспитанники : - Чтобы пальчики лучше писали, рисовали и т. д.
Педагог-психолог : - Молодцы! Сегодня вы все хорошо занимались.
При составлении занятий использовалась литература :
1. Битянова М. Р. «Адаптация ребенка в школе» коррекционно -развивающее обучение М., «Пед. Поиск» , 2008г.
2. ЛаврентьеваГ. П. «Практическая психология для воспитателей» сборник тестов, Киев, 2002г.
3. Васильева Н. Н. и Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для школьников» , Ярославль, 2006г.
4. Василиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста», С. -П. «Речь» , 2005
5. Волков Б. С. «Задачи и упражнения по детской психологии» , М. «Просвещение» ,
6. Сборник психологических игр и упражнений «Грани успеха» , /сост.: В. Н. Нохрина, Н. А. Уварова, Н. А. Штырц; - - Ект. ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» 2006.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов для детей 5–6 лет Цель: развитие и коррекция психических процессов детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: - продолжать развивать умение.
Цель: формирование правильной, чистой речи Задачи: активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; повысить.
Задачи занятия:1. Развитие мелкой моторики. 2. Развитие речи: учить понимать обращенную речь, мотивация речи. 3. Учить показывать части.
Задачи: 1. Закрепить имеющиеся знания о временах года, в частности осени. 2. Уточнить и закрепить знания об овощах. 3. Развитие и коррекция.