Что ребенок должен в месяц доктора комаровского. Массаж и гимнастика новорожденных по технике доктора комаровского. Мнение доктора Комаровского
Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.
До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рожденииТаблица физических параметров до года
Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.
Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )
Возраст, мес | Рост, см | Вес, кг | Окружность головки, см | Окружность груди, см |
---|---|---|---|---|
49,0 - 54,0 | 2,6 - 4,0 | 33,0 - 37,0 | 31,0 - 35,9 | |
1 | 52,0 - 55,0 | 3,0 - 4,3 | 35,8 - 37,2 | 34,0 - 36,0 |
2 | 55,0 - 57,0 | 4,5 - 5,0 | 37,5 - 38,5 | 36,0 - 38,0 |
3 | 58,0 - 60,0 | 4,0 - 6,0 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 39,0 |
4 | 60,0 - 63,0 | 4,5 - 6,5 | 38,0 - 40,0 | 36,0 - 40,0 |
5 | 63,0 - 67,0 | 6,5 - 7,5 | 37,5 - 42,2 | 37,0 - 42,0 |
6 | 65,0 - 69,0 | 7,5 - 7,8 | 42,0 - 43,8 | 42,0 - 45,0 |
7 | 67,0 - 71,0 | 8,0 - 8,8 | 43,8 - 44,2 | 45,0 - 46,0 |
8 | 71,0 - 72,0 | 8,4 - 9,4 | 44,2 - 45,2 | 46,0 - 47,0 |
9 | 72,0 - 73,0 | 9,4 - 10,0 | 45,2 - 46,3 | 46,5 - 47,5 |
10 | 73,0 - 74,0 | 9,6 - 10,5 | 46,0 - 47,0 | 47,0 - 48,0 |
11 | 74,0 - 75,0 | 10,0 - 11,0 | 46,2 - 47,2 | 47,5 - 48,5 |
12 | 75,0 - 76,0 | 10,5 - 11,5 | 47,0 - 47,5 | 48,0 - 49,0 |
Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.
От рождения до 3 месяцев
Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.
Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.
2 МЕСЯЦА
Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.
3 МЕСЯЦА
На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.
Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!
С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
1 | Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. | Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). | Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке. |
2 | Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. | Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. | Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса. |
3 | В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. | Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). | Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
1 | К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. | Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. | Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз. |
2 | Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. | В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. | Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции. |
3 | Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. | Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. | Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным. |
От 4 месяцев до полугода
4 МЕСЯЦА
Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).
5 МЕСЯЦЕВ
Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.
6 МЕСЯЦЕВ
На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.
В речи также происходят заметные изменения:
- начинает выражать первые просьбы;
- гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».
Физические особенности
Месяц | Движения и навыки | Зрение | Слух |
---|---|---|---|
4 | Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. | Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. | Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса. |
5 | В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. | Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. | Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука. |
6 | Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. | Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. | Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки. |
6-7 месяцев – время для первого прикорма
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
4 | По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. | Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. | Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое. |
5 | Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. | Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. | Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела. |
6 | Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. | Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. | Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую. |
От полугода до 9 месяцев
7 МЕСЯЦЕВ
Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.
8 МЕСЯЦЕВ
Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.
С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.
9 МЕСЯЦЕВ
Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.
Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.
В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
7 | Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. | Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек. |
8 | Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. | Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку. |
9 | Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. | Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
7 | Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. | Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. | Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят). |
8 | Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. | Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. | Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует. |
9 | Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. | В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) | Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память. |
От 10 месяцев до 1 года
10 МЕСЯЦЕВ
После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.
11 МЕСЯЦЕВ
Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.
Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.
1 ГОД
После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.
Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.
Физические особенности
Месяц | Движения | Навыки |
---|---|---|
10 | Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки. | |
11 | Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. | Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки. |
12 | Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. | Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке. |
Нервно-психическое развитие
Месяц | Эмоции | Речь | Интеллект |
---|---|---|---|
10 | У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. | Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». | Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие. |
11 | Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. | Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). | Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию. |
12 | Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). | Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». | Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание. |
Мнение доктора Комаровского
Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:
(4 оценили на 5,00 из 5 )
Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я хочу продолжить с вами говорить о наших новорожденных детках! Помню, как советовалась с родственниками по поводу воспитания своего младенца – ведь мамой я стала впервые. Что интересно, так это то, что советы от родственников поступали самые разные!
Когда вашему малышу исполнится два месяца, вы заметите, что он стал совершенно другим. Сравните фотографии малютки из роддома и его внешний вид на данный момент – он не похож на маленького «инопланетянина» из роддома. Черты лица преобразились, движения стали более уверенными, сам кроха – спокойнее.
На плановом осмотре детский врач взвесит и замерит грудничка, чтобы выявить, не отстает ли он от своих сверстников в физическом развитии.
Нормой считается , если:
- девочка весит 3,9-6,6 (мальчик: 4,3-7,1) кг;
- рост малышки 53-61,1 (мальчишки: 54,4-62,4) см;
- окружность головки девочки 35,8-40,7 (мальчика: 36,8-41,5) см.
Однако во время осмотра врач берет во внимание и другие факторы:
- в какой срок был рожден ребенок;
- есть ли у него хронические заболевания;
- и прочее.
Поэтому, если рост/вес ребенка не соответствует норме – это вовсе не значит, что ваш малыш неполноценный или развивается несвоевременно. Каждый малыш индивидуален, поэтому запомните, что общепринятые нормы зачастую не имеют особенного значения.
Режим дня малютки также меняется. Теперь малыш спит меньше, чем ранее. В общей сумме, количество часов сна приравнивается к 19. Причем, дважды за день новорожденный может проспать до трех часов подряд! Ночью может и вовсе не просыпаться. Сон становится более крепким.
В двухмесячном возрасте у новорожденных нередко возникают проблемы с дефекацией. Детки, что питаются маминым молоком, могут опорожняться до 8 раз за день! А вот малыши, которые с рождения переведены на сухие смеси, зачастую начинают страдать от запоров.
Обратите внимание на поведение своего ребенка, если он часто сучит ножками и плачет, а его животик стал плотным – возможно, у него колики. Это частое явление у деток такого возраста.
2. Особенности развития крохи
Со временем малыш совершенствует свои навыки, взрослеет, крепнет, набирается сил. Теперь, помимо безусловных рефлексов, он научился осознанно смотреть на мир.
В двухмесячном возрасте ваш малыш умеет концентрировать свой взгляд на определенном предмете и даже может следить за мамой, которая ходит по квартире (ещё в месяц младенцу крайне трудно фокусировать взгляд на предметах в движении).
Так что же должен уметь ребенок в возрасте двух месяцев? Во-первых, всё то, чему научился за предыдущий месяц своей жизни.
Более того, теперь он приобрел новые навыки :
- научился удерживать головку на протяжении 15 секунд;
- умеет переворачиваться с боку на спинку самостоятельно (а ведь буквально вчера ребенок бы лежал в том положении, в котором вы его оставили);
- улыбается во весь рот (конечно, такая мимика больше похоже на восхищенное «о», но вы, мама, сразу узнаете, что малыш смеется);
- реагирует на прикосновения родителей и других людей (причем, мамины объятия вызывают у крохи легкую улыбку, а руки незнакомых людей могут спровоцировать малыша на плач);
- гулит, тянет гласные буквы (может даже пытаться петь);
- вслушивается в разные звуки (причем, даже может начать определять, с какой стороны доносится звон);
- плачет, с целью выразить свое недовольство относительно чего-то (например, хочет, чтобы его накормили или просит таким образом сменить ему грязный подгузник).
Конечно же, малыш за первые месяцы может успеть освоить гораздо больше. Для этого нужно чаще с ним заниматься и в этом вам помогут различные игры!
3. Развивающие игры
Молодые родители знают, что маленький человечек ещё совсем не готов к серьезным поучительным урокам. Сейчас куда правильнее развивать навыки младенца с помощью детских игр.
Вы можете предложить малышу с целью получения новых знаний:
- тянуться за игрушками, подвешенными в полуметре над его головой (выбирайте яркие и красивые фигурки, чтобы малышу хотелось их достать ручками);
- наблюдать за звенящей погремушкой, которую вы будете водить со стороны в сторону (это поможет малышу развить зрение и научиться концентрировать свое внимание на определенном предмете);
- повторять за вами гласные буквы (только ни в коем случае не заставляйте малыша петь, если у него нет настроения).
Сейчас малыш очень любознательный, поэтому ему очень понравится изучать окружающую местность.
Возьмите ребеночка на руки и расхаживайте с ним по квартире, называя каждый встречный предмет. Также поступайте и на улице. При систематичности повторений малыш начнет запоминать слова и ассоциировать их с предметами.
Ещё очень полезно для развития тактильных ощущений проводить с малышом пальчиковую гимнастику. Такие занятия стимулируют мозговую деятельность. В интернете есть множество видео-уроков о том, как правильно выполнять упражнения. А вообще, можно приобрести целое пособие для развития мелкой моторики – книга вам пригодится и в дальнейшем!
Можете пофантазировать! Наши бабушки включали смекалку, когда воспитывали нас: давали трогать предметы разных форм (макароны, пуговицы, столовые приборы), читали газеты вслух, давали дергать свои волосы. Сейчас любые занятия пойдут на пользу малышу!
Но главное, не оставляйте ребенка без присмотра! Теперь он начал тянуть в рот все то, что попадает к нему в руки! Будьте осторожны!
Ну, что ж, буду прощаться с вами, но, ненадолго. Если вам была полезна статья – порекомендуйте её своим друзьям. И подписывайтесь на мои обновления. Пока-пока!
Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.
Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:
- Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
- Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.
Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.
Иллюстрация развития ребенка по месяцам
В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.
Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.
Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них
1 месяц: спим и кушаем
В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….
К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.
2 месяца: улыбнись мне, мама!
Ещё не очень уверенно, но маленький человек, . Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.
Пожалуй на животе шире обзор
В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.
От рождения до 3 месяцев
Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.
Нужно отдохнуть и подумать
Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.
К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.
4 месяца: играем с погремушками
Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне . Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.
Моя погремушка
Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.
Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.
Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.
5 месяцев: попытки подняться и сесть
К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.
Слегка потерял равновесие
Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.
6 месяцев: первые зубки
Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.
Могу укусить
Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы , необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.
У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.
7 месяцев: маленький исследователь
Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.
Ага – это уже интересно
Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.
8 месяцев: сам ползаю
Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.
Могу пить сам – но не буду
9 месяцев
В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.
Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры
На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.
10 месяцев: неугомонный помощник по дому
Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.
Так — что-то новенькое
Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.
11 месяцев: подражаем папе и маме
Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.
Что это за предмет у мамы в руках
К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.
12 месяцев: сам хожу
Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.
Хватит занятий – давайте праздновать
Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.
Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.
Подробное видео по каждому месяцу до года
Одни просто обожают этого популярного врача, автора книг и ведущего телепередач. Другие считают слишком уж резким и жёстким. А между тем книга «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» уже много лет возглавляет списки бестселлеров. Фразы ниже дадут вам возможность понять, насколько близка вам позиция Евгения Олеговича Комаровского. А ещё – улыбнуться и задуматься.
- Организм и поведение ребёнка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает своё существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
- Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?
- Когда же приспосабливаться не к чему – приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
- Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых.
- Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребёнком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.
- Счастливый ребёнок - это, прежде всего ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребёнок - это ребёнок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребёнка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.
- Если вы (а чаще всего «вы» – это молодой и нервный отец) впервые отправляетесь в магазин, то хорошо бы уточнить у жены, какого веса и пола ваше дитя.
- Лечение ветрянки зелёнкой настолько широко распространено, что некоторые молодые врачи убеждены: пятнистая сыпь зеленого цвета является характерным признаком ветряной оспы.
- Переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребёнка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности.
- Общепринято, что мужчина, занимающийся воспитанием ребёнка, способен добиться гораздо больших успехов, нежели женщина.
- И природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше одного килограмма и т.п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени.
10 гениальных цитат лучшего педиатра нашего поколения. Доктор Комаровский знает свое дело!
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Многие знают и любят смотреть передачу «Школа доктора Комаровского». Ее ведущий Евгений Олегович – не только талантливый врач, но и кандидат наук, автор 15 популярных книг, посвященных здоровью детей. За недолгое время доктор Комаровский стал самым популярным педиатром в странах постсоветского пространства и среди русскоговорящих жителей дальнего зарубежья. Этот человек очень доступно излагает нужную и полезную информацию для родителей, бабушек и дедушек. Вот почему он пользуется уважением многих.
Малыш появился на свет и с первых дней удивляет и радует своих родителей. Мама и папа с нетерпением вглядываются в кроху - что нового он теперь может, какие изменения в нем произошли. Меняются детки первого года жизни довольно стремительно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родителей интересует, своевременно ли развивается малыш, не отстает ли он от ровесников, вписывается ли его развитие (физическое и эмоциональное) в общепринятые нормы. Об этом написано множество книг и статей. О развитии малышей по месяцам много и подробно рассказывает авторитетный детский доктор Евгений Комаровский.
Новорожденный
Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели - именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш начинает слышать мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.
Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:
Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.
Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях - сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.
Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.
Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.
Рост и вес
За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.
В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%).
1 месяц
Период новорожденности завершен. У крохи несколько снижается тонус мышцы, движения ручками и ножками становятся менее скованными, но более хаотичными. Пупочная ранка зажила. Спит ребенок по-прежнему много - от 17 до 20 часов в сутки. В этом возрасте среднестатистический ребенок должен уметь непродолжительное время удерживать головку в положении лежа на животе. Его зрение совершенствуется, карапуз уже может на несколько секунд фиксировать взгляд на неподвижном крупном и ярком предмете.
Развивается эмоциональная сфера - малыш уже узнает маму, правда, пока не зрительно, а по запаху, прикосновениям и голосу. Но он уже умеет радоваться ей, прогибая при этом спинку и раскидывая ручки (рефлекс объятий). Кроха делает первые попытки имитировать звуки.
Рост и вес
Девочки (родившиеся с весом более 3 килограммов) в 1 месяц весят в среднем 4150-4400 гр, их рост 53-55 см. Мальчики весят 4400-4900 гр, их рост составляет от 54-56 см.
В этом возрасте полезно не только купание в прохладной воде, но и занятия плаваньем. Евгений Комаровский советует перевести ребенка в большую ванну. Если родители бояться отпускать месячного малыша в плаванье с небольшой поддержкой, можно купить специальный круг для купания. Он удобно фиксирует шею и дает ребенку возможность плавать, совершать перевороты в воде.
2 месяца
Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.
При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно переворачивается на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.
Рост и вес
Двухмесячный малыш в среднем прибавляет за месяц около 800 граммов в весе и около 2 сантиметров в росте.
Внимательно следить за развитием навыков в этом возрасте. Если двухмесячный кроха вообще не пытается поднимать головку и удерживать ее, не реагирует на звуки, не проявляет реакции в ответ на ласковые слова мамы, это повод для обследования у врачей-специалистов (педиатр, невролог, лор).
О том, стоит ли водить малыша на плаванье в бассейне, смотрите в передаче доктора Комаровского.
3 месяца
Трехмесячный карапуз - уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.
Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.
Рост и вес
Средняя прибавка в весе за месяц – около 800 граммов, в росте - 2,5-3 сантиметра.
Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с погремушками , трещотками и пищалками.
Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.
Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму - дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.
Вес и рост
На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.
Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и волосы начинают расти невиданными темпами.
Кроме того, родителям следует чаще поощрять индивидуальность крохи, по словам Комаровского, в этом возрасте он уже прекрасно выделяет себя из окружения и начинает осознавать себя как личность.
5 месяцев
На первое место выходит эмоциональное общение. Ребенок очень выразительно лепечет, гулит, распевает. Смех и улыбка уже на 100% осознанны. Некоторые дети (впрочем, далеко не все) к концу пятого месяца могут сидеть при поддержке спины. Почти все малыши в этом возрасте осваивают новый интересный вид досуга - лежа на спине они подтягивают ножки вверх и без затруднений берут пятку в рот.
Кроха отлично распознает лица, уже делит людей на знакомых и незнакомых, с удовольствием разглядывает себя в зеркале, проявляет сильное осознанное беспокойство, когда мама ненадолго покидает дом. Координаций движений уже почти идеальна - малыш, не отрывая взгляда от предмета, может дотянуть до него рукой, схватить и сразу отправить в рот. Теперь малыш уже может 5-15 минут играть самостоятельно.
Рост и вес
Понять, все ли в порядке с этими показателями поможет простой способ: вес крохи рождении следует умножить на 2. Получится средний вес в пять месяцев. Прибавка за пятый месяц составляет около 700 гр. В росте малыш прибавляет 3 сантиметра.
Основаниями для введения первого прикорма могут быть очень веские причины, так как нехватка грудного молока, малая прибавка в весе (ее должен констатировать педиатр, а не заботливая бабушка), частые проблемы с животом и обильные срыгивания.
6 месяцев
Мышцы развиваются стремительными темпами, поэтому многие дети в полгода могут сидеть уже без поддержки, некоторые начинают предпринимать первые попытки ползать . Ребенок вообще становится невероятно подвижным, за ним нужен глаз да глаз. Увеличивается выделение слюны, и у многих малышей вылезают первые зубки (обычно это нижние резцы).
Координация движений совершенствуется, теперь малыш не просто тянется к интересной игрушке и хватает ее, но может довольно легко поднять выпавший из рук предмет. Карапуз семимильными шагами продвигается в умственном развитии, он уже прекрасно строит причинно-следственные связи: если погремушку встряхнуть, она загремит, если бросить - она упадет, если закричать - придет мама, если закричать громко - мама прибежит, а с ней и папа с бабушкой.
Ребенок реагирует на собственное имя, улыбается в ответ, он внимательно слушает речь, и при знакомых словах заметно оживляется, всплескивает ручками и ножками. Разные звуки кроха пробует увязать в слоги. Пока особого смысла в них нет, он просто пробует издавать новые звуковые эффекты, и процесс доставляет ребенку настоящее удовольствие. Если ребенка прикармливают с ложки, шестимесячный кроха прекрасно понимает, что нужно широко открывать рот в ходе кормления.
Рост и вес
За шестой месяце кроха в среднем набирает в весе более 600 граммов и подрастает на 2 сантиметра.
Если ребенок не сел в полгода, родителям не надо заставлять его садиться насильно. Комаровский призывает в этом случае всячески поощрять ползание. Есть дети, которые ползать учатся раньше, чем сидеть, и никаких отклонений в этом нет.
О том, что стоит учесть при ползании малыша, смотрите в передаче.
7 месяцев
Малыш меняется каждый день. Он уже не похож на беспомощное существо, большинство крох в этом возрасте прекрасно сидят, многие ползают, некоторые пытаются встать, держась за опору. Интересно то, что правое полушарие головного мозга развивается более быстрыми темпами, а потому чаще ребенок будет пользоваться левой рукой, но это вовсе не означает, что он левша. Зрение малыша развито на высоком уровне, он не только следит за движущимися предметами, но и способен различать их на разной дистанции.
Кроха активно познает мир, и делает он это через предметы - трясет, переворачивает их, пробует на зуб, на вкус, кидает и перемещает. Семимесячный малыш хорошо ест с ложки, уже осваивает кружку, сам придерживает бутылочку с питьем.
Вес и рост
За седьмой месяц рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра, вес в среднем на 600 граммов.
Особое внимание следует обратить на развитие речи в этом возрасте. Малыш уже в состоянии не просто складывать звуки в слоги, но и употреблять определенные слоги в конкретных ситуациях.
На прогулке, во время игры желательно отчетливо называть ребенку все, что он видит, проговаривать названия по слогам. Так он быстрее сможет называть вещи своими именами. Прикорм вводить - согласно графику. В ночном кормлении ребенок этого возраста уже не нуждается.
8 месяцев
Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.
Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.
Рост и вес
Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.
Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.
Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе, Комаровский советует не сравнивать его развитие со статистическими нормами, а учитывать его индивидуальность.
9 месяцев
Ребенок уже уверенно ползает. И не имеет большого значения, каким именно способом он это делает - на четвереньках или по-пластунски, оба варианта - норма. Малыш умеет сидеть, и у некоторых вполне хорошо получается стоять в манеже, держась за бортики. В игре карапуз уже высказывает свои предпочтения - выбирает определенную игрушку, а не ту, которая под руку подвернулась, пытается пользоваться двумя игрушками, стуча их друг о друга и выискивая им другие применения.